Темпы прироста населения мира сокращаются, но абсолютное число жителей планеты все еще быстро растет. Численность населения в мире по годам Ежегодно прирост численности населения земли составляет около

На основании данных, изложенных в прогнозах ООН по численности населения всего мира

Около 8000 г. до н.э., население мира составляло примерно 5 миллионов человек. За 8000-летний период до 1 г. н.э. оно выросло до 200 миллионов человек (по некоторым оценкам 300 миллионов или даже 600 миллионов), с темпом роста 0,05% в год. Огромное изменение в численности населения произошло с приходом промышленной революции:

  • В 1800 году населения мира достигло одного миллиарда.
  • Второй миллиард в численности населения, был достигнут всего за 130 лет в 1930 году.
  • Третий миллиард достигнут менее чем за 30 лет в 1959 году.
  • В течение следующих 15 лет, в 1974 году достигнут четвертый миллиард.
  • Всего за 13 лет, в 1987 году - пятый миллиард.

Только в течение 20-го века, население в мире выросло с 1,65 до 6 миллиардов.

В 1970 году численность населения была вдвое меньше, чем сейчас. Из - за снижения темпов роста населения, для удвоения численности населения от данных сегодняшнего дня, потребуется более 200 лет.

Таблица с данными численности населения по годам и динамика роста населения в мире по годам до 2017 года

Pop% Численность населения в мире Прирост в % по сравнению с предыдущим годом Абсолютный годовой прирост кол-во человек Средний возраст населения Плотность населения: кол-во человек на 1 кв.км. Урбанизация (городское население) в % к общей численности Численность городского населения
2017 7 515 284 153 1,11% 82 620 878 29,9 58 54,7% 4 110 778 369
2016 7 432 663 275 1,13% 83 191 176 29,9 57 54,3% 4 034 193 153
2015 7 349 472 099 1,18% 83 949 411 30 57 53,8% 3 957 285 013
2010 6 929 725 043 1,23% 82 017 839 29 53 51,5% 3 571 272 167
2005 6 519 635 850 1,25% 78 602 746 27 50 49,1% 3 199 013 076
2000 6 126 622 121 1,33% 78 299 807 26 47 46,6% 2 856 131 072
1995 5 735 123 084 1,55% 85 091 077 25 44 44,8% 2 568 062 984
1990 5 309 667 699 1,82% 91 425 426 24 41 43% 2 285 030 904
1985 4 852 540 569 1,79% 82 581 621 23 37 41,3% 2 003 049 795
1980 4 439 632 465 1,8% 75 646 647 23 34 39,4% 1 749 539 272
1975 4 061 399 228 1,98% 75 782 307 22 31 37,8% 1 534 721 238
1970 3 682 487 691 2,08% 71 998 514 22 28 36,7% 1 350 280 789
1965 3 322 495 121 1,94% 60 830 259 23 21 Нет данных Нет данных
1960 3 018 343 828 1,82% 52 005 861 23 23 33,8% 1 019 494 911
1955 2 758 314 525 1,78% 46 633 043 23 21 Нет данных Нет данных

Численность населения в мире в настоящее время (2017 год) растет со скоростью около 1,11% в год (по сравнению с 1,13% в 2016 году).

В настоящее время, средний прирост численности населения за год оценивается примерно в 80 миллионов человек. Годовой темп роста достиг своего пика в конце 1960-х годов, тогда он был на уровне 2% и выше. Темп роста населения достиг своего пика в 2,19 процента в год в 1963 году.

Годовые темпы роста в настоящее время сокращаются и, по прогнозам, продолжат снижаться в ближайшие годы. По прогнозам рост численности населения станет менее 1% в год к 2020 году и менее чем 0,5% в год к 2050 году. Это означает, что мировое население будет продолжать расти в 21-м веке, но более медленными темпами по сравнению с недавним прошлым.

Мировое население удвоилось (100% увеличение) в течение 40 лет с 1959 (3 млрд.) по 1999 г. (6 млрд.). В настоящее время прогнозируется, что за 39 лет население Земли увеличится еще на 50%, до 9 миллиардов к 2038 году.

Прогноз численности населения Земли (всех стран мира) и демографических данных на период до 2050 года:

Дата Численность населения Рост численности а % за 1 год Абсолютный прирост за 1 год в количестве человек Средний возраст населения Земли Плотность населения: кол человек, на 1 кв. км. Процент урбанизации Общая численность городского населения
2020 7 758 156 792 1,09% 81 736 939 31 60 55,9% 4 338 014 924
2025 8 141 661 007 0,97% 76 700 843 32 63 57,8% 4 705 773 576
2030 8 500 766 052 0,87% 71 821 009 33 65 59,5% 5 058 158 460
2035 8 838 907 877 0,78% 67 628 365 34 68 61% 5 394 234 712
2040 9 157 233 976 0,71% 63 665 220 35 70 62,4% 5 715 413 029
2045 9 453 891 780 0,64% 59 331 561 35 73 63,8% 6 030 924 065
2050 9 725 147 994 0,57% 54 251 243 36 75 65,2% 6 338 611 492

Основные этапы роста населения Земли

10 миллиардов (2056)

Организации Объединенных Наций прогнозирует численность населения мира в 10 миллиардов человек к 2056 году.

8 миллиардов (2023)

Численность населения мира, как ожидается, достигнет 8 миллиардов человек в 2023 году по данным Организации Объединенных Наций (и в 2026 году по данным Бюро переписи населения США).

7,5 млрд. (2017)

В настоящее время население Земли составляет 7,5 млрд. по состоянию на январь 2017 года, в соответствии с оценками Организации Объединенных Наций.

7 миллиардов (2011)

По данным Организации Объединенных Наций, численность населения Земли достигла 7 миллиардов 31 октября 2011 года. Бюро переписи населения США сделали более низкую оценку - 7 млрд. было достигнуто 12 марта 2012 года.

6 миллиардов (1999)

По данным Организации Объединенных Наций, 12 октября 1999 года численность населения всего Мира составила 6 миллиардов. По данным Бюро переписи населения США это значение было достигнуто 22 июля 1999 года, примерно в 3:49 утра по Гринвичу.

Темпы роста − это отношение уровней ряда одного периода к другому.

Темпы роста могут быть вычислены как базисные, когда все уровни ряда относятся к уровню одного и того же периода, принятому за базу:

Т р = y i /y 0 − базисный темп роста

и как цепные,- это отношение каждого уровня ряда к уровню предыдущего периода:

Т р = y i /y i-1 − цепной темп роста.

Темпы роста могут быть выражены коэффициентом или процентом.

Базисные темпы роста характеризуют непрерывную линию развития, а цепные − интенсивность развития в каждом отдельном периоде, причём произведение цепных темпов равно темпу базисному. А частное от деления базисных темпов равно промежуточному цепному.

8.3 Прирост и темп прироста. Абсолютное значение 1% прироста.

Различают понятие абсолютного и относительного прироста. Абсолютный прирост вычисляют как разность уровней ряда и выражают в единицах измерения показателей ряда.

Если из последующего уровня вычитается предыдущий, то мы имеем цепной абсолютный прирост:

Если из каждого уровня вычитается один и тот же уровень − базисный, то это базисный абсолютный прирост:

Между цепными и базисными абсолютными приростами существует следующая взаимосвязь: сумма последовательных цепных приростов равна соответствующему базисному приросту, характеризующему общий прирост за весь соответствующий период времени.

Относительную оценку значения абсолютного прироста по сравнению с первоначальным уровнем дают показатели темпа прироста (Т i ). Его определяют двумя способами:

    Как отношение абсолютного прироста (цепного) к предыдущему уровню:

Это цепной темп прироста.

Как отношение базисного абсолютного прироста к базисному уровню:

Это базисный темп прироста.

2 Как разницу между темпом роста и единицей, если темп роста выражен коэффициентом:

Т = Т р -1, или

Т = Т р - 100, если темп роста выражен в процентах.

Темп прироста показывает, на сколько процентов увеличились размеры явления за изучаемый период. Если темп прироста имеет знак минус, то говорят о темпах снижения.

Абсолютное значение 1-го процента прироста равно отношению абсолютного прироста (цепного) к цепному темпу прироста, выраженному в процентах:

А i = 0,01хУ i ;

8.4 Вычисление средних показателей динамики

Средний уровень ряда называется средней хронологической.

Средняя хронологическая − это средняя величина из показателей, изменяющихся во времени.

В интервальном ряду с равными интервалами средний уровень ряда определяется по формуле простой средней арифметической.

Средний уровень ряда в интервальном ряду динамики требует, чтобы было указано, за какой период времени он вычислен (среднемесячный, среднегодовой и т.д.).

Пример 1

Вычислить среднемесячный товарооборот за первый квартал.

Т.к. нам дан интервальный ряд с равными интервалами, применим формулу простой средней арифметической:

Если интервальный ряд имеет разные интервалы , то его вначале нужно привести к ряду с равными интервалами, а затем можно будет использовать формулу простой средней арифметической.

Пример 2 Имеются следующие данные о товарообороте, ден.ед.:

Так как показатели моментных рядов не обладают свойством суммарности, то среднюю нельзя вычислить, применяя формулу простой средней арифметической, в связи с тем, что остатки менялись непрерывно в течение месяца, а данные приводятся на определённый день.

Поэтому мы воспользуемся приближенным методом, основанным на предположении, что изучаемое явление менялось равномерно в течение каждого месяца. Чем короче будет интервал ряда, тем меньше ошибка будет допущена при использовании этого допущения.

Получим формулу:

Эта формула применяется для вычисления среднего уровня в моментных рядах с равными интервалами.

Пример 3 Имеются данные об остатках строительных материалов на начало месяца, ден. ед.:

Определить средний остаток за 1-й квартал.

.

Если интервалы в моментных рядах не равны , то средний уровень ряда вычисляется по формуле:

где - средний уровень в интервалах между датами,

t - период времени (интервал ряда)

Пример 4 Имеются данные об остатках сырья и материалов, ден. ед

Найти среднемесячные остатки сырья и материалов за первое полугодие.

Применяем формулу:

Средний абсолютный прирост вычисляется двумя способами:

1 Как средняя арифметическая простая годовых (цепных) приростов, т.е.

2 Как частное от деления базисного прироста к числу периодов:

Расчет среднего абсолютного значения 1% прироста за несколько лет производится по формуле простой средней арифметической:

При вычислении среднегодового темпа роста нельзя применять простую среднюю арифметическую, т.к. сумма годовых темпов не будет иметь смысла. В этом случае применяют среднюю геометрическую, т.е.:

где Тр i − годовые цепные темпы роста;

n − число темпов.

Поскольку произведение цепных темпов равно темпу базисному, то средний темп роста может быть рассчитан следующим образом:

Error: Reference source not found

При расчёте по этой формуле не обязательно знать годовые темпы роста. Величина среднего темпа будет зависеть от соотношения начального и конечного уровня ряда.

Пример 5 Номинальная заработная плата работников народного хозяйства Республики Беларусь характеризуется данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1 – Номинальная заработная плата работников народного хозяйства Республике Беларусь

Для анализа динамики заработной платы определить:

    среднегодовой размер заработной платы за 8 лет;

    ежегодные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и прироста заработной платы;

    абсолютное значение 1% прироста;

    среднегодовой абсолютный прирост;

    среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста;

    среднее значение 1% прироста.

Результаты представить в таблице, сделать выводы.

Решение

1 Среднегодовой размер заработной платы определим по формуле средней арифметической простой

2 Ежегодный (цепной) абсолютный прирост () определим по формуле

где ,– значение показателя соответственно в-м периоде и предшествующем ему.

Например, для 2005 года тыс. р., т. е. заработная плата в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла на 64,1 тыс. р.; для 2006 годатыс. р. и т. д.

Базисный абсолютный прирост () определим по формуле

где ,– значение показателя соответственно в-м и базисном (2004 год) периоде.

Например, для 2005 года тыс. р.; для 2006 годатыс. р., т. е. заработная плата в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 130,3 тыс. р. и т. д.

Цепной темп роста определим по формуле

Например, для 2005 года , т. е. заработная плата в 2001 году по сравнению с 2004 годом выросла на 108,8%; для 2006 годаи т. д.

Базисный темп роста определим по формуле

Например, для 2001 года ; для 2002 года, т. е. заработная плата в 2002 году по сравнению с 2000 годом выросла на 221,2% и т. д.

Темп прироста найдем по формуле

Так, цепной темп прироста

за 2005 год: ;

за 2006 год: .

Базисный темп прироста

за 2005 год: ;

за 2006 год: .

3 Абсолютное значение 1% прироста () найдем по формуле

Этот показатель можно также вычислить как одну сотую часть предыдущего уровня:

Например, для 2005 года тыс. р.; для 2006 годатыс. р.

Расчеты показателей по пунктам 1, 2, 3 оформим в таблице 2

Таблица 2 – Показатели динамики заработной платы за 2004-2011 гг.

заработной платы,

Абсолютный прирост, тыс. р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, тыс.р.

базисный

базисный

базисный

(Тр) - это показатель интенсивности изменения уровня ряда, который выражается в процентах, а в долях выражается коэффициент роста (Кр). Кр определяется как отношение последующего уровня к предыдущему или к показателю принятому за базу сравнения. Он определяет, во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а в случае уменьшения - какую часть базисного уровня составляет сравниваемый.

Рассчитываем коэффициент роста, умножаем на 100 и получаем темп роста

Может быть рассчитан по формулам:

Также темп роста может определяться так:

Темп роста всегда положителен. Между цепным и базисным темпами роста существует определенная взаимосвязь: произведение цепных коэффициентов роста равно базисному коэффициенту роста за весь период, а частное от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий равно цепному темпу роста.

Абсолютный прирост

Абсолютный прирост характеризует увеличение (уменьшение) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он определяется по формуле:

где уi - уровень сравниваемого периода;

Уi-1 - Уровень предшествующего периода;

У0 - уровень базисного периода.

Цепные и базисные абсолютные приросты связаны между собой таким образом: сумма последовательных цепных абсолютных приростов равна базисному, т. е. общему приросту за весь промежуток времени:

Абсолютный прирост может быть положительным или отрицательным знак. Он показывает, на сколько уровень текущего периода выше (ниже) базисного, и таким образом измеряет абсолютную скорость роста или снижение уровня.

(Тпр) показывает относительную величину прироста и показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения. Он может быть как положительным, так и отрицательным или равным нулю, он выражается в процентах и долях (коэффициенты прироста); рассчитывается как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу:

Темп прироста можно получить из темпа роста:

Коэффициент прироста может быть получен таким образом:

Абсолютное значение 1%-го прироста

Абсолютное значение 1% прироста (А%) - это отношение абсолютного прироста к темпу прироста, выраженный в процентах и показывает значимость каждого процента прироста за тот же период времени:

Абсолютное значение одного процента прироста равно сотой части предыдущего или базисного уровня. Оно показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем - одним процентом прироста.

Примеры расчетов показателей динамики

Перед изучением теории по теме показатели динамики Вы можете посмотреть примеры задач по нахождению: темпа роста, темпа прироста, абсолютного прироста, средних величин динамики

О показателях динамики

При исследовании динамики общественных явлений возникает трудность описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики , которые задают студентам.

Анализ интенсивности изменения во времени происходит с помощью показателей, которые получаются вследствие сравнения уровней. К этим показателям относят: темп роста , абсолютный прирост, абсолютное значение одного процента прироста. Для обобщающей характеристики динамики исследуемых явлений определяется : средние уровни ряда и средние показатели изменения уровней ряда. Показатели анализа динамики могут определяться по постоянной и переменным базам сравнения. Здесь принято называть сравнимый уровень отчетным, а уровень, с которого производится сравнение, - базисным.

Для расчета показателей динамики на постоянной базе, нужно каждый уровень ряда сравнить с одним и тем же базисным уровнем. В качестве базисного используют только начальный уровень в ряду динамики или уровень, с которого начинается новый этап развития явления. Показатели, которые при этом рассчитываются, называются базисными. Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе нужно каждый последующий уровень ряда сравнить с предыдущим. Вычисленные показатели анализа динамики будут называться цепными.

Предварительный просмотр:

ГЕОРРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА »

Вариант 1

1.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек; 3) 4.5-5 млрд. человек;

2)5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.

2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:

1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек;

2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.

3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:

1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.

4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:

1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия;

2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;

3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;

4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.

5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:

1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.

6. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:

1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.

7. Укажите три самые крупные по населению страны Африки :

1) Алжир; 6) Чад;

2) Эфиопия; 7) Марокко;

3) Заир; 8) Ботсвана;

4) ЮАР; 9) Египет;

5) Нигерия; 10) Танзания.

8. Укажите верные утверждения:

1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;

2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;

3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;

4) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.

9. Укажите верные утверждения:

1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;

2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;

3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;

4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;

10. Укажите верные утверждения:

1) Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;

2) Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;

3) Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;

4) На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.

11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте более 1000 м над уровнем моря: 1) Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.

12. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:

1) ФРГ; 6) Бельгия;

2) Франция; 7) Греция;

3) Нидерланды; 8) Норвегия;

4) Греция; 9) Швеция;

5) Болгария; 10) Польша.

13. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:

1) Европа; 4) Северная Америка;

2) Азия; 5) Латинская Америка;

14. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:

1) Франция; 6) Дания;

2) Италия; 7) Бельгия;

3) Норвегия; 8) Чехия;

4) Венгрия; 9) Словакия;

5) Болгария; 10) Португалия;

15. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения: 1) Оман, Парагвай, Бельгия; 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа; 3) США, Япония, Германия; 4) Россия, Ливия, Монголия

Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по географии по теме « Воспроизводство и половозрастной состав населения»

Вариант 2

1) Соотношение мужчин и женщин в мире определяется значительным перевесом численности женщин над численностью мужчин в Индии и Китае;

2) В целом по миру численность женщин значительно больше, чем численность мужчин;

3) В развитых странах, как правило, численно преобладают женщины;

4) Мальчиков рождается больше, чем девочек, но к 15-летнему возрасту соотношение полов выравнивается, а в старших возрастах обычно преобладают женщины.

2. Укажите ошибки в перечне стран, в которых преобладают мужчины:

1) Парагвай; 6) Болгария;

2) Мексика; 7) Ирландия;

3) Перу; 8) Филиппины;

4) Китай; 9) Япония;

5) Египет; 10) Монголия.

3. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высокой рождаемостью:

1) Пакистан; 6) Куба;

2) Афганистан; 7) Бразилия;

3) Индия; 8) Чили;

4) Китай; 9) Мали;

5) Нигерия; 10) Демократическая Республика Конго.

4. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высоким естественным приростом:

1) Монголия; 6) Чад;

2) Албания; 7) Мадагаскар;

3) ЮАР; 8) Никарагуа;

4) Египет; 9) Алжир;

5) Нигерия; 10) Австралия.

5. Укажите страну с самым высоким в Европе естественным приростом населения:

1) Греция; 3) Болгария;

2) Албания; 4) Португалия.

6. Укажите верные утверждения:

1) В развивающихся странах дети составляют 40-45% населения;

2) В развивающихся странах доля трудоспособного населения составляет 70-80%;

3) В развивающихся странах доля детей в 4-5 раз выше доли пожилых людей;

4) В развитых странах доля пожилых людей выше средней.

7.Укажите страну, в которой доля пожилых людей выше, чем доля детей:

1) Кения; 3) Кувейт;

2) Германия; 4) Индия.

8. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей детей

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

9. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей пожилых людей:

1) Зарубежная Европа; 4) Северная Америка;

2) Зарубежная Азия; 5) Латинская Америка;

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

10. Укажите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых людей значительно выше, чем в среднем по миру:

1) Бразилия; 4) Индия;

2) Мексика; 5) Кувейт;

3) Болгария; 6) Кения.

11. Укажите азиатское государство, выделяющееся самым высоким уровнем смертности:

1) Япония; 4) Афганистан;

2) Индия; 5) Кувейт;

3) Иран; 6) Республика Корея.

12. Укажите регион, в котором доля детей в 9 раз выше, чем доля пожилых людей:

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

13. Укажите регион, в котором наиболее высока доля людей в трудоспособном возрасте (от 15 до 59 лет):

1) Зарубежная Азия; 4) Латинская Америка;

2) Зарубежная Европа; 5) Северная Америка;

3) СНГ; 6) Австралия и Океания.

14. В мире на каждые 1000 женщин приходится примерно (укажите правильный вариант):

1) 990 мужчин; 3) 1010 мужчин;

2) 1001 мужчина; 4) 1100 мужчин.

15. В настоящее время по миру в целом (укажите правильный вариант):

1) рождаемость составляет около 35 %о, смертность - около 20 %о;

2) рождаемость составляет около 25 %о, смертность - около 10 %о;

3) рождаемость составляет около 20 %о, смертность - около 15 %о;

4) рождаемость составляет около 15 %о, смертность - около 10 %о.

Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по теме « Национальный состав населения »

Вариант 3

1. Укажите верные утверждения:

1) Около половины государств мира многонациональные;

2) США - самая многонациональная страна мира;

3) Индия – многонациональное государство;

4) Наиболее распространенный в мире язык – английский.

2. Укажите многонациональные страны из предложенного списка

1) Швеция; 6) Испания;

2) Россия; 7) Дания;

3) США; 8) Германия;

4) Великобритания; 9) Венгрия;

5) Албания; 10) Португалия.

3. Укажите в предложенном списке три страны с чрезвычайно сложным национальным составом:

1) Польша; 6) Норвегия;

2) Индия; 7) Индонезия;

3) Китай; 8) Австралия;

4) Нигерия; 9) Ливия;

5) Франция; 10) Аргентина.

4. Укажите две наибольшие по численности из перечисленных языков семей:

1) нигеро-кордофанская; 6) индоевропейская;

2) сино-тибетская; 7) дравидская;

3) афразийская; 8) северо – кавказская;

4) алтайская; 9) австронезийская;

5) уральско-юкагирская; 10) австралийская.

5. Укажите 5 наиболее многочисленных народов из представленного списка

1) китайцы;

2) корейцы;

3) японцы;

4) англичане;

5) испанцы;

6) русские;

7) французы;

8) хиндустанцы;

9) бенгальцы;

10) вьеты.

6. Укажите два самых распространенных я зыка из представленного списка

1) немецкий;

2) английский;

3) хинди;

4) французский.

7. Установите соответствие:

Официальный язык Страна

1) английский; А) Венесуэла

2) португальский; Б) Мали

3) испанский; В) Лаос

4) французский Г) Мозамбик

Д) Нидерланды

8. Какой народ составляет национальное меньшинство в Румынии

  1. Словаки;
  2. Украинцы;
  3. Болгары;
  4. Сербы;
  5. Венгры.

9. Укажите государственные языки Швейцарии

  1. Немецкий;
  2. Английский;
  3. Испанский;
  4. Итальянский;
  5. Французский;
  6. Каталонский;
  7. Тирольский;
  8. Ретороманский.

10. Укажите три народа, относящихся к одной языковой семье

  1. Хиндустанцы;
  2. Китайцы;
  3. Немцы;
  4. Баски;
  5. Египтяне;
  6. Банту;
  7. Вьеты;
  8. Японцы;
  9. Курды;
  10. Тамилы.

11. Укажите, между какими расами метисы являются промежуточной группой

  1. между европеоидной и негроидной;
  2. между европеоидной и монголоидной;
  3. между европеоидной и австралоидной;
  4. между негроидной и монголоидной.

12. Укажите регион, в котором наиболее интенсивно происходило (и происходит в настоящее время) смешение рас

  1. Зарубежная Азия;
  2. Зарубежная Европа;
  3. Америка;
  4. Африка;
  5. Австралия и Океания;
  6. СНГ.

13. Укажите ошибки в перечне стран, для большинства населения которых английский язык является родным

  1. США;
  2. Великобритания;
  3. Бразилия;
  4. Новая Зеландия;
  5. ЮАР;
  6. Австралия;
  7. Индия;
  8. Ямайка.

№/№

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1, 3

2, 6, 9

2, 3, 4, 6

1,3,4

1, 2, 5, 9, 10

2, 4, 7

1, 5, 7, 8, 9

2, 6

1, 3, 6, 8, 9

1, 4

2, 3

2, 5, 9

1-Д; 2 – Г; 3 – А; 4 - В

3, 5

2, 3

1, 4

1, 4, 5, 8

1, 4

1, 3, 9

1, 3, 6

1, 2, 3

3, 6, 8

4, 5, 7,8 10

3, 7

Критерии оценивания

За каждый верный ответ ставится 1 балл.

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 12 - 13 баллов

«3» - 9 – 11 баллов

«2» - 1 - 8 баллов