На основании данных, изложенных в прогнозах ООН по численности населения всего мира
Около 8000 г. до н.э., население мира составляло примерно 5 миллионов человек. За 8000-летний период до 1 г. н.э. оно выросло до 200 миллионов человек (по некоторым оценкам 300 миллионов или даже 600 миллионов), с темпом роста 0,05% в год. Огромное изменение в численности населения произошло с приходом промышленной революции:
- В 1800 году населения мира достигло одного миллиарда.
- Второй миллиард в численности населения, был достигнут всего за 130 лет в 1930 году.
- Третий миллиард достигнут менее чем за 30 лет в 1959 году.
- В течение следующих 15 лет, в 1974 году достигнут четвертый миллиард.
- Всего за 13 лет, в 1987 году - пятый миллиард.
Только в течение 20-го века, население в мире выросло с 1,65 до 6 миллиардов.
В 1970 году численность населения была вдвое меньше, чем сейчас. Из - за снижения темпов роста населения, для удвоения численности населения от данных сегодняшнего дня, потребуется более 200 лет.
Таблица с данными численности населения по годам и динамика роста населения в мире по годам до 2017 года
Pop% | Численность населения в мире | Прирост в % по сравнению с предыдущим годом | Абсолютный годовой прирост кол-во человек | Средний возраст населения | Плотность населения: кол-во человек на 1 кв.км. | Урбанизация (городское население) в % к общей численности | Численность городского населения |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2017 | 7 515 284 153 | 1,11% | 82 620 878 | 29,9 | 58 | 54,7% | 4 110 778 369 |
2016 | 7 432 663 275 | 1,13% | 83 191 176 | 29,9 | 57 | 54,3% | 4 034 193 153 |
2015 | 7 349 472 099 | 1,18% | 83 949 411 | 30 | 57 | 53,8% | 3 957 285 013 |
2010 | 6 929 725 043 | 1,23% | 82 017 839 | 29 | 53 | 51,5% | 3 571 272 167 |
2005 | 6 519 635 850 | 1,25% | 78 602 746 | 27 | 50 | 49,1% | 3 199 013 076 |
2000 | 6 126 622 121 | 1,33% | 78 299 807 | 26 | 47 | 46,6% | 2 856 131 072 |
1995 | 5 735 123 084 | 1,55% | 85 091 077 | 25 | 44 | 44,8% | 2 568 062 984 |
1990 | 5 309 667 699 | 1,82% | 91 425 426 | 24 | 41 | 43% | 2 285 030 904 |
1985 | 4 852 540 569 | 1,79% | 82 581 621 | 23 | 37 | 41,3% | 2 003 049 795 |
1980 | 4 439 632 465 | 1,8% | 75 646 647 | 23 | 34 | 39,4% | 1 749 539 272 |
1975 | 4 061 399 228 | 1,98% | 75 782 307 | 22 | 31 | 37,8% | 1 534 721 238 |
1970 | 3 682 487 691 | 2,08% | 71 998 514 | 22 | 28 | 36,7% | 1 350 280 789 |
1965 | 3 322 495 121 | 1,94% | 60 830 259 | 23 | 21 | Нет данных | Нет данных |
1960 | 3 018 343 828 | 1,82% | 52 005 861 | 23 | 23 | 33,8% | 1 019 494 911 |
1955 | 2 758 314 525 | 1,78% | 46 633 043 | 23 | 21 | Нет данных | Нет данных |
Численность населения в мире в настоящее время (2017 год) растет со скоростью около 1,11% в год (по сравнению с 1,13% в 2016 году).
В настоящее время, средний прирост численности населения за год оценивается примерно в 80 миллионов человек. Годовой темп роста достиг своего пика в конце 1960-х годов, тогда он был на уровне 2% и выше. Темп роста населения достиг своего пика в 2,19 процента в год в 1963 году.
Годовые темпы роста в настоящее время сокращаются и, по прогнозам, продолжат снижаться в ближайшие годы. По прогнозам рост численности населения станет менее 1% в год к 2020 году и менее чем 0,5% в год к 2050 году. Это означает, что мировое население будет продолжать расти в 21-м веке, но более медленными темпами по сравнению с недавним прошлым.
Мировое население удвоилось (100% увеличение) в течение 40 лет с 1959 (3 млрд.) по 1999 г. (6 млрд.). В настоящее время прогнозируется, что за 39 лет население Земли увеличится еще на 50%, до 9 миллиардов к 2038 году.
Прогноз численности населения Земли (всех стран мира) и демографических данных на период до 2050 года:
Дата | Численность населения | Рост численности а % за 1 год | Абсолютный прирост за 1 год в количестве человек | Средний возраст населения Земли | Плотность населения: кол человек, на 1 кв. км. | Процент урбанизации | Общая численность городского населения |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 7 758 156 792 | 1,09% | 81 736 939 | 31 | 60 | 55,9% | 4 338 014 924 |
2025 | 8 141 661 007 | 0,97% | 76 700 843 | 32 | 63 | 57,8% | 4 705 773 576 |
2030 | 8 500 766 052 | 0,87% | 71 821 009 | 33 | 65 | 59,5% | 5 058 158 460 |
2035 | 8 838 907 877 | 0,78% | 67 628 365 | 34 | 68 | 61% | 5 394 234 712 |
2040 | 9 157 233 976 | 0,71% | 63 665 220 | 35 | 70 | 62,4% | 5 715 413 029 |
2045 | 9 453 891 780 | 0,64% | 59 331 561 | 35 | 73 | 63,8% | 6 030 924 065 |
2050 | 9 725 147 994 | 0,57% | 54 251 243 | 36 | 75 | 65,2% | 6 338 611 492 |
Основные этапы роста населения Земли
10 миллиардов (2056)
Организации Объединенных Наций прогнозирует численность населения мира в 10 миллиардов человек к 2056 году.
8 миллиардов (2023)
Численность населения мира, как ожидается, достигнет 8 миллиардов человек в 2023 году по данным Организации Объединенных Наций (и в 2026 году по данным Бюро переписи населения США).
7,5 млрд. (2017)
В настоящее время население Земли составляет 7,5 млрд. по состоянию на январь 2017 года, в соответствии с оценками Организации Объединенных Наций.
7 миллиардов (2011)
По данным Организации Объединенных Наций, численность населения Земли достигла 7 миллиардов 31 октября 2011 года. Бюро переписи населения США сделали более низкую оценку - 7 млрд. было достигнуто 12 марта 2012 года.
6 миллиардов (1999)
По данным Организации Объединенных Наций, 12 октября 1999 года численность населения всего Мира составила 6 миллиардов. По данным Бюро переписи населения США это значение было достигнуто 22 июля 1999 года, примерно в 3:49 утра по Гринвичу.
Темпы роста − это отношение уровней ряда одного периода к другому.
Темпы роста могут быть вычислены как базисные, когда все уровни ряда относятся к уровню одного и того же периода, принятому за базу:
Т р = y i /y 0 − базисный темп роста
и как цепные,- это отношение каждого уровня ряда к уровню предыдущего периода:
Т р = y i /y i-1 − цепной темп роста.
Темпы роста могут быть выражены коэффициентом или процентом.
Базисные темпы роста характеризуют непрерывную линию развития, а цепные − интенсивность развития в каждом отдельном периоде, причём произведение цепных темпов равно темпу базисному. А частное от деления базисных темпов равно промежуточному цепному.
8.3 Прирост и темп прироста. Абсолютное значение 1% прироста.
Различают понятие абсолютного и относительного прироста. Абсолютный прирост вычисляют как разность уровней ряда и выражают в единицах измерения показателей ряда.
Если из последующего уровня вычитается предыдущий, то мы имеем цепной абсолютный прирост:
Если из каждого уровня вычитается один и тот же уровень − базисный, то это базисный абсолютный прирост:
Между цепными и базисными абсолютными приростами существует следующая взаимосвязь: сумма последовательных цепных приростов равна соответствующему базисному приросту, характеризующему общий прирост за весь соответствующий период времени.
Относительную оценку значения абсолютного прироста по сравнению с первоначальным уровнем дают показатели темпа прироста (Т ∆ i ). Его определяют двумя способами:
Как отношение абсолютного прироста (цепного) к предыдущему уровню:
Это цепной темп прироста.
Как отношение базисного абсолютного прироста к базисному уровню:
Это базисный темп прироста.
2 Как разницу между темпом роста и единицей, если темп роста выражен коэффициентом:
Т ∆ = Т р -1, или
Т ∆ = Т р - 100, если темп роста выражен в процентах.
Темп прироста показывает, на сколько процентов увеличились размеры явления за изучаемый период. Если темп прироста имеет знак минус, то говорят о темпах снижения.
Абсолютное значение 1-го процента прироста равно отношению абсолютного прироста (цепного) к цепному темпу прироста, выраженному в процентах:
А i = 0,01хУ i ;
8.4 Вычисление средних показателей динамики
Средний уровень ряда называется средней хронологической.
Средняя хронологическая − это средняя величина из показателей, изменяющихся во времени.
В интервальном ряду с равными интервалами средний уровень ряда определяется по формуле простой средней арифметической.
Средний уровень ряда в интервальном ряду динамики требует, чтобы было указано, за какой период времени он вычислен (среднемесячный, среднегодовой и т.д.).
Пример 1
Вычислить среднемесячный товарооборот за первый квартал.
Т.к. нам дан интервальный ряд с равными интервалами, применим формулу простой средней арифметической:
Если интервальный ряд имеет разные интервалы , то его вначале нужно привести к ряду с равными интервалами, а затем можно будет использовать формулу простой средней арифметической.
Пример 2 Имеются следующие данные о товарообороте, ден.ед.:
Так как показатели моментных рядов не обладают свойством суммарности, то среднюю нельзя вычислить, применяя формулу простой средней арифметической, в связи с тем, что остатки менялись непрерывно в течение месяца, а данные приводятся на определённый день.
Поэтому мы воспользуемся приближенным методом, основанным на предположении, что изучаемое явление менялось равномерно в течение каждого месяца. Чем короче будет интервал ряда, тем меньше ошибка будет допущена при использовании этого допущения.
Получим формулу:
Эта формула применяется для вычисления среднего уровня в моментных рядах с равными интервалами.
Пример 3 Имеются данные об остатках строительных материалов на начало месяца, ден. ед.:
Определить средний остаток за 1-й квартал.
.
Если интервалы в моментных рядах не равны , то средний уровень ряда вычисляется по формуле:
где - средний уровень в интервалах между датами,
t - период времени (интервал ряда)
Пример 4 Имеются данные об остатках сырья и материалов, ден. ед
Найти среднемесячные остатки сырья и материалов за первое полугодие.
Применяем формулу:
Средний абсолютный прирост вычисляется двумя способами:
1 Как средняя арифметическая простая годовых (цепных) приростов, т.е.
2 Как частное от деления базисного прироста к числу периодов:
Расчет среднего абсолютного значения 1% прироста за несколько лет производится по формуле простой средней арифметической:
При вычислении среднегодового темпа роста нельзя применять простую среднюю арифметическую, т.к. сумма годовых темпов не будет иметь смысла. В этом случае применяют среднюю геометрическую, т.е.:
где Тр i − годовые цепные темпы роста;
n − число темпов.
Поскольку произведение цепных темпов равно темпу базисному, то средний темп роста может быть рассчитан следующим образом:
Error: Reference source not found
При расчёте по этой формуле не обязательно знать годовые темпы роста. Величина среднего темпа будет зависеть от соотношения начального и конечного уровня ряда.
Пример 5 Номинальная заработная плата работников народного хозяйства Республики Беларусь характеризуется данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1 – Номинальная заработная плата работников народного хозяйства Республике Беларусь
Для анализа динамики заработной платы определить:
среднегодовой размер заработной платы за 8 лет;
ежегодные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и прироста заработной платы;
абсолютное значение 1% прироста;
среднегодовой абсолютный прирост;
среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста;
среднее значение 1% прироста.
Результаты представить в таблице, сделать выводы.
Решение
1 Среднегодовой размер заработной платы определим по формуле средней арифметической простой
2 Ежегодный (цепной) абсолютный прирост () определим по формуле
где ,– значение показателя соответственно в-м периоде и предшествующем ему.
Например, для 2005 года тыс. р., т. е. заработная плата в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла на 64,1 тыс. р.; для 2006 годатыс. р. и т. д.
Базисный абсолютный прирост () определим по формуле
где ,– значение показателя соответственно в-м и базисном (2004 год) периоде.
Например, для 2005 года тыс. р.; для 2006 годатыс. р., т. е. заработная плата в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 130,3 тыс. р. и т. д.
Цепной темп роста определим по формуле
Например, для 2005 года , т. е. заработная плата в 2001 году по сравнению с 2004 годом выросла на 108,8%; для 2006 годаи т. д.
Базисный темп роста определим по формуле
Например, для 2001 года ; для 2002 года, т. е. заработная плата в 2002 году по сравнению с 2000 годом выросла на 221,2% и т. д.
Темп прироста найдем по формуле
Так, цепной темп прироста
за 2005 год: ;
за 2006 год: .
Базисный темп прироста
за 2005 год: ;
за 2006 год: .
3 Абсолютное значение 1% прироста () найдем по формуле
Этот показатель можно также вычислить как одну сотую часть предыдущего уровня:
Например, для 2005 года тыс. р.; для 2006 годатыс. р.
Расчеты показателей по пунктам 1, 2, 3 оформим в таблице 2
Таблица 2 – Показатели динамики заработной платы за 2004-2011 гг.
заработной платы, |
Абсолютный прирост, тыс. р. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, тыс.р. |
|||||||
базисный |
базисный |
базисный | |||||||||
(Тр) - это показатель интенсивности изменения уровня ряда, который выражается в процентах, а в долях выражается коэффициент роста (Кр). Кр определяется как отношение последующего уровня к предыдущему или к показателю принятому за базу сравнения. Он определяет, во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а в случае уменьшения - какую часть базисного уровня составляет сравниваемый.
Рассчитываем коэффициент роста, умножаем на 100 и получаем темп роста
Может быть рассчитан по формулам:
Также темп роста может определяться так:
Темп роста всегда положителен. Между цепным и базисным темпами роста существует определенная взаимосвязь: произведение цепных коэффициентов роста равно базисному коэффициенту роста за весь период, а частное от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий равно цепному темпу роста.
Абсолютный прирост
Абсолютный прирост характеризует увеличение (уменьшение) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он определяется по формуле:
где уi - уровень сравниваемого периода;
Уi-1 - Уровень предшествующего периода;
У0 - уровень базисного периода.
Цепные и базисные абсолютные приросты связаны между собой таким образом: сумма последовательных цепных абсолютных приростов равна базисному, т. е. общему приросту за весь промежуток времени:
Абсолютный прирост может быть положительным или отрицательным знак. Он показывает, на сколько уровень текущего периода выше (ниже) базисного, и таким образом измеряет абсолютную скорость роста или снижение уровня.
(Тпр) показывает относительную величину прироста и показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения. Он может быть как положительным, так и отрицательным или равным нулю, он выражается в процентах и долях (коэффициенты прироста); рассчитывается как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу:
Темп прироста можно получить из темпа роста:
Коэффициент прироста может быть получен таким образом:
Абсолютное значение 1%-го прироста
Абсолютное значение 1% прироста (А%) - это отношение абсолютного прироста к темпу прироста, выраженный в процентах и показывает значимость каждого процента прироста за тот же период времени:
Абсолютное значение одного процента прироста равно сотой части предыдущего или базисного уровня. Оно показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем - одним процентом прироста.
Примеры расчетов показателей динамики
Перед изучением теории по теме показатели динамики Вы можете посмотреть примеры задач по нахождению: темпа роста, темпа прироста, абсолютного прироста, средних величин динамики
О показателях динамики
При исследовании динамики общественных явлений возникает трудность описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики , которые задают студентам.
Анализ интенсивности изменения во времени происходит с помощью показателей, которые получаются вследствие сравнения уровней. К этим показателям относят: темп роста , абсолютный прирост, абсолютное значение одного процента прироста. Для обобщающей характеристики динамики исследуемых явлений определяется : средние уровни ряда и средние показатели изменения уровней ряда. Показатели анализа динамики могут определяться по постоянной и переменным базам сравнения. Здесь принято называть сравнимый уровень отчетным, а уровень, с которого производится сравнение, - базисным.
Для расчета показателей динамики на постоянной базе, нужно каждый уровень ряда сравнить с одним и тем же базисным уровнем. В качестве базисного используют только начальный уровень в ряду динамики или уровень, с которого начинается новый этап развития явления. Показатели, которые при этом рассчитываются, называются базисными. Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе нужно каждый последующий уровень ряда сравнить с предыдущим. Вычисленные показатели анализа динамики будут называться цепными.
Предварительный просмотр:
ГЕОРРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА »
Вариант 1
1.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек; 3) 4.5-5 млрд. человек;
2)5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.
2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:
1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек;
2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.
3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:
1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.
4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:
1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия;
2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;
3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;
4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.
5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:
1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.
6. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:
1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.
7. Укажите три самые крупные по населению страны Африки :
1) Алжир; 6) Чад;
2) Эфиопия; 7) Марокко;
3) Заир; 8) Ботсвана;
4) ЮАР; 9) Египет;
5) Нигерия; 10) Танзания.
8. Укажите верные утверждения:
1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;
2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;
3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;
4) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.
9. Укажите верные утверждения:
1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;
2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;
3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;
4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;
10. Укажите верные утверждения:
1) Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;
2) Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;
3) Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;
4) На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.
11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте более 1000 м над уровнем моря: 1) Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.
12. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:
1) ФРГ; 6) Бельгия;
2) Франция; 7) Греция;
3) Нидерланды; 8) Норвегия;
4) Греция; 9) Швеция;
5) Болгария; 10) Польша.
13. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:
1) Европа; 4) Северная Америка;
2) Азия; 5) Латинская Америка;
14. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:
1) Франция; 6) Дания;
2) Италия; 7) Бельгия;
3) Норвегия; 8) Чехия;
4) Венгрия; 9) Словакия;
5) Болгария; 10) Португалия;
15. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения: 1) Оман, Парагвай, Бельгия; 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа; 3) США, Япония, Германия; 4) Россия, Ливия, Монголия
Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по географии по теме « Воспроизводство и половозрастной состав населения»
Вариант 2
1) Соотношение мужчин и женщин в мире определяется значительным перевесом численности женщин над численностью мужчин в Индии и Китае;
2) В целом по миру численность женщин значительно больше, чем численность мужчин;
3) В развитых странах, как правило, численно преобладают женщины;
4) Мальчиков рождается больше, чем девочек, но к 15-летнему возрасту соотношение полов выравнивается, а в старших возрастах обычно преобладают женщины.
2. Укажите ошибки в перечне стран, в которых преобладают мужчины:
1) Парагвай; 6) Болгария;
2) Мексика; 7) Ирландия;
3) Перу; 8) Филиппины;
4) Китай; 9) Япония;
5) Египет; 10) Монголия.
3. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высокой рождаемостью:
1) Пакистан; 6) Куба;
2) Афганистан; 7) Бразилия;
3) Индия; 8) Чили;
4) Китай; 9) Мали;
5) Нигерия; 10) Демократическая Республика Конго.
4. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высоким естественным приростом:
1) Монголия; 6) Чад;
2) Албания; 7) Мадагаскар;
3) ЮАР; 8) Никарагуа;
4) Египет; 9) Алжир;
5) Нигерия; 10) Австралия.
5. Укажите страну с самым высоким в Европе естественным приростом населения:
1) Греция; 3) Болгария;
2) Албания; 4) Португалия.
6. Укажите верные утверждения:
1) В развивающихся странах дети составляют 40-45% населения;
2) В развивающихся странах доля трудоспособного населения составляет 70-80%;
3) В развивающихся странах доля детей в 4-5 раз выше доли пожилых людей;
4) В развитых странах доля пожилых людей выше средней.
7.Укажите страну, в которой доля пожилых людей выше, чем доля детей:
1) Кения; 3) Кувейт;
2) Германия; 4) Индия.
8. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей детей
3) Африка; 6) Австралия и Океания.
9. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей пожилых людей:
1) Зарубежная Европа; 4) Северная Америка;
2) Зарубежная Азия; 5) Латинская Америка;
3) Африка; 6) Австралия и Океания.
10. Укажите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых людей значительно выше, чем в среднем по миру:
1) Бразилия; 4) Индия;
2) Мексика; 5) Кувейт;
3) Болгария; 6) Кения.
11. Укажите азиатское государство, выделяющееся самым высоким уровнем смертности:
1) Япония; 4) Афганистан;
2) Индия; 5) Кувейт;
3) Иран; 6) Республика Корея.
12. Укажите регион, в котором доля детей в 9 раз выше, чем доля пожилых людей:
3) Африка; 6) Австралия и Океания.
13. Укажите регион, в котором наиболее высока доля людей в трудоспособном возрасте (от 15 до 59 лет):
1) Зарубежная Азия; 4) Латинская Америка;
2) Зарубежная Европа; 5) Северная Америка;
3) СНГ; 6) Австралия и Океания.
14. В мире на каждые 1000 женщин приходится примерно (укажите правильный вариант):
1) 990 мужчин; 3) 1010 мужчин;
2) 1001 мужчина; 4) 1100 мужчин.
15. В настоящее время по миру в целом (укажите правильный вариант):
1) рождаемость составляет около 35 %о, смертность - около 20 %о;
2) рождаемость составляет около 25 %о, смертность - около 10 %о;
3) рождаемость составляет около 20 %о, смертность - около 15 %о;
4) рождаемость составляет около 15 %о, смертность - около 10 %о.
Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по теме « Национальный состав населения »
Вариант 3
1. Укажите верные утверждения:
1) Около половины государств мира многонациональные;
2) США - самая многонациональная страна мира;
3) Индия – многонациональное государство;
4) Наиболее распространенный в мире язык – английский.
2. Укажите многонациональные страны из предложенного списка
1) Швеция; 6) Испания;
2) Россия; 7) Дания;
3) США; 8) Германия;
4) Великобритания; 9) Венгрия;
5) Албания; 10) Португалия.
3. Укажите в предложенном списке три страны с чрезвычайно сложным национальным составом:
1) Польша; 6) Норвегия;
2) Индия; 7) Индонезия;
3) Китай; 8) Австралия;
4) Нигерия; 9) Ливия;
5) Франция; 10) Аргентина.
4. Укажите две наибольшие по численности из перечисленных языков семей:
1) нигеро-кордофанская; 6) индоевропейская;
2) сино-тибетская; 7) дравидская;
3) афразийская; 8) северо – кавказская;
4) алтайская; 9) австронезийская;
5) уральско-юкагирская; 10) австралийская.
5. Укажите 5 наиболее многочисленных народов из представленного списка
1) китайцы;
2) корейцы;
3) японцы;
4) англичане;
5) испанцы;
6) русские;
7) французы;
8) хиндустанцы;
9) бенгальцы;
10) вьеты.
6. Укажите два самых распространенных я зыка из представленного списка
1) немецкий;
2) английский;
3) хинди;
4) французский.
7. Установите соответствие:
Официальный язык Страна
1) английский; А) Венесуэла
2) португальский; Б) Мали
3) испанский; В) Лаос
4) французский Г) Мозамбик
Д) Нидерланды
8. Какой народ составляет национальное меньшинство в Румынии
- Словаки;
- Украинцы;
- Болгары;
- Сербы;
- Венгры.
9. Укажите государственные языки Швейцарии
- Немецкий;
- Английский;
- Испанский;
- Итальянский;
- Французский;
- Каталонский;
- Тирольский;
- Ретороманский.
10. Укажите три народа, относящихся к одной языковой семье
- Хиндустанцы;
- Китайцы;
- Немцы;
- Баски;
- Египтяне;
- Банту;
- Вьеты;
- Японцы;
- Курды;
- Тамилы.
11. Укажите, между какими расами метисы являются промежуточной группой
- между европеоидной и негроидной;
- между европеоидной и монголоидной;
- между европеоидной и австралоидной;
- между негроидной и монголоидной.
12. Укажите регион, в котором наиболее интенсивно происходило (и происходит в настоящее время) смешение рас
- Зарубежная Азия;
- Зарубежная Европа;
- Америка;
- Африка;
- Австралия и Океания;
- СНГ.
13. Укажите ошибки в перечне стран, для большинства населения которых английский язык является родным
- США;
- Великобритания;
- Бразилия;
- Новая Зеландия;
- ЮАР;
- Австралия;
- Индия;
- Ямайка.
№/№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1, 3 |
|||
2, 6, 9 | 2, 3, 4, 6 |
||
1,3,4 | 1, 2, 5, 9, 10 | 2, 4, 7 |
|
1, 5, 7, 8, 9 | 2, 6 |
||
1, 3, 6, 8, 9 |
|||
1, 4 | 2, 3 |
||
2, 5, 9 | 1-Д; 2 – Г; 3 – А; 4 - В |
||
3, 5 | |||
2, 3 | 1, 4 | 1, 4, 5, 8 |
|
1, 4 | 1, 3, 9 |
||
1, 3, 6 | |||
1, 2, 3 | 3, 6, 8 |
||
4, 5, 7,8 10 | 3, 7 |
||
Критерии оценивания
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 14 - 15 баллов
«4» - 12 - 13 баллов
«3» - 9 – 11 баллов
«2» - 1 - 8 баллов