Одилон Редон * прекрасен но и фантастичен. Одилон Редон: биография Одилон редон произведения

Редон Одилон - французский живописец, график, художественный критик, считающийся одним из основоположников символизма как течения в искусстве. Выходец из аристократической семьи, Редон появился на свет 22 апреля 1840 года в Бордо.

Одилон Редон: биография

Рисованием Редон увлекался с детских лет. Работы 10-летнего мастера принесли ему известность в ближайшем окружении, а в 15-летнем возрасте юноша начал изучать рисование профессионально (осваивать технику акварели и копировать английские гравюры), под руководством местного художника Станислава Горена. Затем некоторое время учился в мастерской Жерома в Париже.

Редон Одилон был крайне мнительным человеком, не верил в собственный талант, что способствовало слабой его популярности. Имел место случай, когда в 1868 году одна из его картин была одобрена комиссией парижского салона, однако художник в последний момент чего-то испугался и забрал работу.

В Париже

Положительным образом на Редона Одилона повлияла служба в армии (1870) и участие во Франко-прусской войне: в характере юноши появилась недостающая уверенность. Огромное влияние на дальнейшее определение жизненного пути француза оказало творчество Леонардо да Винчи, Эжена Делакруа, Франсиско Гойи и Жана Батиста а также знакомство и общение со знаменитым графиком Родольфом Бреденом. После войны Одилон Редон насовсем перебрался в Париж, где стал заниматься угольными рисунками и литографией.

Эти черно-белые произведения («черноты» - как именовал их сам живописец) выпускались в свет небольшими сериями: «Апокалипсис святого Иоанна», «В грезе», «Истоки», «Эдгару По», «Ночь», «Гюставу Флоберу», «Цветы зла», «В честь Гойи», «Сновидения», «Искушения» (1879-1896 годы).

Фантастический мир Одилона

На творчество Редона Одилона большое влияние оказала дружба с ботаником Армано Клаво, занимавшимся изучением связи животных и растений. Французский живописец яростно увлекся идеей одушевленности всей природы и чувствительности растений. Мечтатель по преимуществу, воплощавший в живописи и графике фантасмагорические и духовные образы, Редон Одилон много рисовал и писал с натуры. Прежде всего, в работах талантливого мастера отражались порождения его фантазии: игрок с огромной на плечах, или растения с глазом и головой человека. В графике художника отображались образы мирового зла, самым ярким из которых явилось изображение паука с человеческим, злостно улыбающимся обликом.

Одилон Редон: картины

С 1890-х годов живописец все чаще обращался к цвету, масляным краскам и пастели, расписывал стены монастырей и вилл клеевой краской, делал для гобеленов картоны и декорировал ширмы. Его творчество сосредоточено вокруг центральных мотивов призрачного мира, будь то глаз, лодка, цветок, ставшее «ликом» человеческое лицо. Или мотив зарождения живых существ, с приходом которых мир наполняется страданием, злобой, завистью, жадностью и смертью.

Среди характерных работ можно выделить произведение «Циклоп» (1898), «Черная ваза с цветами» (1909), «Женщина среди цветов» (1909), «Рождение Венеры» (1910). Его живописи 1900-1910 годов в большей степени характерны изображения букетов в вазах и женщин среди цветов. Редон Одилон насыщает свои произведения светом, заставляет гореть и стремится найти форму художественного выражения, способную пробудить в зрителе желание мыслить и анализировать.

Обращался художник и к античным сюжетам. Рождение Венеры на одноименном полотне будто бы происходит на глазах у зрителя: словно всплеск животворящей энергии, богиня появляется из морской пены.

Одилон Редон довольно часто выступал в качестве критика в печатных изданиях, упрекая импрессионистов и поздних романтиков за изображение того, что происходит внутри самого человека. Он считал, что внутренние фантазии будут убедительны лишь в случае, если последуют «законам жизни».

Самую крупную во всей своей карьере выставку французский художник устроил в 1913 году, в рамках выставки New York Armory Show в Нью-Йорке.

Более всего этот художник знаменит своими «чернотами» − так он называл свои мрачные картины. Их явно не стоит показывать детям, рассматривать перед сном или в плохом настроении. Любой психотерапевт отметит, что у человека, нарисовавшего эти картинки было какое-то психическое расстройство. И он не ошибется.

Одилон Редон (Odilon Redon, 1840-1916) был очень мнительным, обидчивым и пугливым человеком, он не верил в собственный талант живописца и удивлял окружающих своим поведением.

Искусствоведы выделяют всего два цикла картин Редона – черный и цветной. Цветные работы тоже довольно мрачные и пугающие, чего только стоят жуткие портреты с мертвецкими лицами или символические ребусы! Но «черноты» − это вообще мечта любого фаната треша и безумия. Кажется, что если вглядываться в эту бездну, то она тоже заглянет тебе в глаза.

Пристально заглянет.

Не показывайте эти картины вашим жёнам и дочерям, иначе вам не дадут спокойно спать ночью. Так каким же человеком был художник, смотревший на мир через призму мрака, рисовавший таких «фантастических тварей» и явно знающий, «где они обитают»?

Одилон Редон родился в 1840 году во французском городе Бордо в семье аристократов. Он учился живописи у Горена и Жерома, а ботанике – у Клаво. Он-то и показал впервые молодому человеку сочинения Бодлера и По. Представляете, какое влияние оказали эти великие литераторы на неокрепшую психику творческого человека? Все эти пугающие истории Эдгара По, наводящие мистический ужас даже на взрослого (но чувствительного!) человека… Все эти «разлагающиеся» стихи Бодлера, названные «Цветами зла»… Может быть, это и было первым шагом в «черноту»?

Затем юный художник познакомился с мастером офорта Родольфом Бреденом (сейчас особенно известна его литография «Добрый самаритянин, 1861»). Творческий мир Бредена – это мир хаоса и пугающих фантазий, напряжения, ужаса и замирания. Чтобы понять смысл его работ, в них нужно было долго и напряженно вглядываться. Именно в мастерской Бредена Одилон Редон научился литографии и гравюре по металлу.

В 25 лет Редон стал писать свои черные картины углем, а также черно-белые литографии. В 27 лет он начал вести дневник, который озаглавил «Себе самому». Скорее всего, без дневника нашему герою было бы совсем плохо. Одилон был гениальным художником, но его психика была всё же довольно расшатана. В 30 лет художник отправился… в армию.

С той поры в нем прибавилось уверенности и решительности, а ещё через 10 лет он всё же поверил в свой талант живописца и выпустил несколько альбомов со своими рисунками: «В мире мечты, 1879», «Эдгару По, 1882», «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). Как мы видим по названиям, раннее увлечение творчеством Бодлера, По и не прошли даром.

И только с 1890 года в творчестве Одилона Редона наступило просветление. Повлияло ли на это рождение второго сына, счастливый брак или что-то еще – неизвестно. Но, тем не менее, на полотнах мастера все чаще стали появляться яркие краски. Он стал писать маслом, и сюжеты новых картин - бабочки, цветочки, женщины - разительно отличались от предыдущих. Кстати, позже художник прославился именно благодаря цветочным композициям. Он писал их, чтобы заработать денег, так как финансовая сторона в последние годы его жизни оставляла желать лучшего.

Но вернёмся к «черному периоду».

«Черное рождается в самых потаённых глубинах души» , − говорил художник.

Достаточно воспроизвести названия его работ, чтобы уже все стало ясно: «Воздушный шар с глазом, 1898», «Улыбающийся Циклоп», «Плачущий паук, 1881», «Улыбающийся паук, 1881».



Пауки у Редона выходили какими-то особенно печальными. Тоски в них куда больше, чем страха. Вполне человеческие сюрреалистичные лица с огромными грустными глазами вызывают не столько отвращение, сколько жалость. Путешествуя в глубины человеческого подсознания и приправляя эти «полеты» творчеством великих мистиков, Одилон Редон принес из хаоса свое видение боли с человеческим лицом…



Взгляните еще вот на эту работу. Здесь у неживого объекта вновь человеческое лицо. «Странный цветок» с опавшими лепестками, взирающий на зрителя безразличным взглядом – вот уж точно воплощение детского кошмара!

Большую известность в мире также приобрела гравюра на тему оперы Вагнера «Парсифаль, 1891», на которой изображена мрачная девушка с вновь большими и грустными глазами. Эта работа взволновала Париж того времени.



Французский критик Эннекен однажды написал про творчество Редона так:

«Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами… Сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…»










«Сон разума рождает чудовищ»… Однако в случае с Одилоном Редоном именно бодрствующий разум, точнее, никогда не дремлющая его часть, именуемая подсознанием, та непознанная область, где рождаются и существуют самые страшные монстры, стала источником его художественных кошмаров, или, если хотите, вдохновения.

«Новая дрожь»

«В искусстве ничто не достигается одной лишь силой воли. Всё делается путём послушного подчинения подсознательному», – говорил Редон и следовал этому закону всю жизнь.

Сейчас его имя (1840–1916) широкой публике известно мало. Он творил во времена импрессионистов, лично был знаком со многими из них, однако стоял обособленно и себя импрессионистом не считал. «Я отказался плыть на корабле импрессионистов – они представлялись мне слишком недалёкими», – заявил он. Впрочем, импрессионисты платили ему той же монетой.

Дело в том, что Редон не стремился воссоздать образы, которые бы соответствовали истинной реальности. Нет, этот художник, пожалуй, единственный в то бурное время господства натурализма и рационализма, кто творил произведения, исследовавшие тайны разума, одновременно истерзанного и безмятежного, препарировал кистью секреты безумия и стремился постичь запредельное, то, что находилось по другую сторону физической действительности.

Он облёк монстров человеческого подсознания в живую плоть и отворил для них скрытую дверцу в нашу реальность, заселив её чудовищами, номадами, жуткими фантомами, гибридами. Он создал «unfrissonnouveau» – новую дрожь.

Каким художественным зрением обладал этот загадочный и мало кем понятый художник? Возможно, метафизическим, поскольку всегда утверждал, что его рисунки правдивы, а созданные им фантастические существа и демонические видения принадлежат к миру, который никогда не был полностью оторван от реальности. «Я наделяю человеческой жизнью неправдоподобные существа, заставляя их жить согласно законам правдоподобия и ставя… логику видимого на службу невидимому».

Это у него отлично получалось, так как объектами его кошмаров были вещи, которые он и в самом деле видел своим умственным взором. Невидимое и непознанное он мог фиксировать точными взмахами кисти.

Реально-ирреальная эстетика

Мало у кого из художников творческая жизнь столь чётко разделялась бы на чёрно-белый и цветной периоды, как это было у Редона.

Его слава началась именно с чёрных рисунков, выполненных углём. С помощью изощрённой игры теней со светом он стремился побудить в зрителях мысль и стремление к самоанализу. Вера в существование магического внутреннего зрения привела его к созданию картин, чьи фантасмагоричные мотивы напоминают отрывки, точнее, обрывки безумных сновидений – страшные угольно-чёрные кошмары, в которых человеческое тело подверглось жутким метаморфозам, усекаясь до головы или даже сокращаясь всего до одного глаза, который разворачивается в метафору мира, а затем и в сам мир.

К этой серии «кошмаров» от Редона можно отнести изображение ворона, посланника смерти, на фоне распахнутого окна (вообще, раскрытое окно всегда символизировало смерть и часто служило фоном для посмертных портретов, когда рисовали уже умершего человека), рисунок с говорящим названием «В глубине наших снов», другие рисунки – «Калибан на ветке», «Скелет», «Странный цветок» и др.

Особое пристрастие у Редона было к глазам и паукам. Улыбающиеся или плачущие пауки совмещают в себе все мыслимые фобии человечества – от вампиризма и кастрации до каннибализма.

Огромные, пристально рассматривающие зрителя глаза встречаются у Редона так же часто и тоже несут в себе особую смысловую нагрузку. Так, рисунок, изображающий один глаз, который одновременно является гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке – символизирует кошмар клаустрофоба.

Вообще, художника с детства мучили частые приступы тревоги и тоски, и все эти страхи впоследствии нашли своё художественное отражение в работах. Редон как никто другой мог изобразить ужас, который таится внутри нас.

«Ноты радости»

Во второй половине своей жизни Редон внезапно обращается к цвету, цветной живописи. Столь крутой поворот в творчестве ставит искусствоведов в тупик. Какой сдвиг в психике заставил мрачного сюрреалистичного мистика Редона обратить свой взор на буйство натуральных красок?

Некоторые из исследователей склонны видеть причину появления многохромной живописи у Редона в том, что он якобы «примирился с реализмом». Другие считают, что художник «устремился к цветам как к потерянному раю».

Сам же Редон объяснял поворот в своей живописи абсолютно «по-редоновски»: «Я понял, что, постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника – это песнь о его жизни, то помимо печальных чёрно-белых нот в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости».

Впрочем, увлёкшись красками и флористикой, Редон остался самим собой. Ему очень нравилось рисовать натюрморты. Однако если присмотреться к его цветам, то выяснится, что они по большей части выдуманные, а не подлинно-реалистичные, с их пестиками и тычинками. И чем дальше всматриваешься в цветную живопись Редона, тем очевиднее становится, что в его изощрённой цветной пастели куда больше ирреального и неземного, чем в иных современных киношных фэнтези. Некоторые его цветные картины являются, по сути, продолжением чёрно-белых кошмаров.

Потрясающи цветные картины Редона и на религиозные темы. Художник, так самозабвенно рисовавший глаза на стебельках, чудовища-растения с проступающими сквозь листья ликами и улыбающихся пауков, мог творить и сюрреалистичные иконы, полные света и теплоты.

Горизонты таинственного

Неизбежное и потустороннее всегда водило рукой Редона. Он умел придавать достоверность эфемерным грёзам и мучающим кошмарам.

Он жил в мире таинственных и беспокойных видений, неотделимых от действительности. Поскольку эти видения-грёзы были для него истинной явью, художник не давал себе труда раскрывать их значение, а стремился выразить их самыми чувственными красками или самыми сильными и изощрёнными контрастами чёрного и белого.

В своём дневнике он писал: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир… Это врождённый дар. Его нельзя приобрести».

Действительно, Редон стал мастером исключительным, не имеющим, если не считать Гойю, ни предшественников, ни соперников. Даже его воинствующие критики и почти враги, как, например, Октав Мирбо, соратник суперрационалиста и натуралиста Эмиля Золя, жаркий почитатель импрессионистов и автор уничтожающих заметок о Редоне, в конце концов признал своё поражение перед ирреальным искусством Редона: «Сегодня я восхищаюсь вами больше, чем любым другим художником: ни один из них не открыл моей душе столь светозарных, дальних и мучительных горизонтов таинственного, которое и есть единственно реальная жизнь».

Марина Сотникова

- (redon) Одилон (1840, Бордо – 1916, Париж), французский график, живописец и художественный критик; представитель символизма. Сын предпринимателя. С 1855 г. учился в мастерской акварелиста С. Горина; в 1863 г. познакомился с гравёром Р. Бреденом,… … Художественная энциклопедия

Редон - Одилон (Redon, Odilon) 1840, Бордо 1916, Париж. Французский живописец, график, декоратор, выразивший в своем творчестве идеи символизма. С 1855 учился у С. Горина в Бордо, затем отправляется в Париж, где изучает архитектуру и скульптуру; с 1864… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Редон - (Redon) Одилон (20.4.1840, Бордо, 6.7.1916, Париж), французский график и живописец. Учился в Школе изящных искусств в Париже (с 1861) у Ж. Л. Жерома. Был близок к писателям символистам, а также к художникам «Наби». На основе ассоциаций с …

редон - едно од имињата за синтетични влакна … Macedonian dictionary

Редон О. - РЕДÓН (Redon) Одилон (1840–1916), франц. график и живописец. Добивался близкого к эстетике символизма эффекта слияния реальности и болезненно мистич. фантазии (серия литографий Паук, 1881); писал яркие по колориту цветочные натюрморты (… … Биографический словарь

Редон (город) - Редон Redon Герб … Википедия

Редон (значения) - Редон может означать: Редон, Одилон французский художник Редон город во Франции Редон округ во Франции … Википедия

РЕДОН (Redon) Одилон - (1840 1916) французский график и живописец. Представитель символизма. Добивался эффекта слияния реальности и болезненно мистической фантазии (литография Паук, 1881); яркие по колориту цветочные натюрморты … Большой Энциклопедический словарь

Редон Одилон - Редон (Redon) Одилон (20.4.1840, Бордо, ‒ 6.7.1916, Париж), французский график и живописец. Учился в Школе изящных искусств в Париже (с 1861) у Ж. Л. Жерома. Был близок к писателям символистам, а также к художникам «наби». На основе ассоциаций с … Большая советская энциклопедия

Редон Одилон - (Redon) (1840 1916), французский график и живописец. Учился в Школе изящных искусств в Париже (с 1861) у Ж. Л. Жерома. Был близок к художникам из группы наби. На основе ассоциаций с природными формами создавал мир фантастических существ; … Художественная энциклопедия

Книги

  • Новые стили живописи. XIX век , Майорова Наталия , Скоков Геннадий , Развитие изобразительного искусства в XIX веке на первый взгляд представляется стройным и единообразным: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм сменяют друг друга, отвергая устаревшее… Категория: Художественные направления Издатель: Белый город , Купить за 1653 руб
  • Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон , Елена Ровенко , В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков.… Категория: Философия Издатель: Прогресс-Традиция , Купить за 600 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

Также Редон увлекался декоративными сюжетами, он расписал столовую в замке Домеси в Бургундии, спальню госпожи Шоссон в Париже, а в 1910-1911 по заказу Гюстава Файе - библиотеку аббатсства Фонфруад в департаменте Од.

Материальное положение Редона, между тем, трудно было назвать завидным. Ему пришлось продать поместье в Пейербальд, где прошли его детские годы. Оно ушло почти за бесценок, и вырученная за него сумма не могла покрыть всех долгов художника. Ища способ расплатиться с долгами, Редон начал писать цветочные натюрморты, которые пользовались популярностью и хорошо продавались.

В 1906 году в галерее Дюран-Рюэля прошла выставка работ Редона и в том же году - в Осеннем Салоне. В 1913 работы художника выставлялись на Международной выставке в Нью-Йорке.

Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года. «Я доволен своей жизнью, - писал мастер в последнее десятилетие своей жизни, - и спокойно иду навстречу судьбе».

«Чёрный» период

Будущего художника с детства охватывали частые приступы тревоги и тоски. В «чёрный» период Редон, увлечённый человеческим подсознательным с его страхами и кошмарами, создавал навязчивые и местами жутковатые рисунки углём и печатную графику. «Черное, - говорил Редон, - рождается в самых потаённых глубинах души».

Особую известность получил его рисунок чёрного ворона - посланника смерти, а также изображение огромного волосатого паука с человеческим лицом. Другой важной темой были огромные глаза, рассматривающие зрителя. Например, рисунок, изображающий один глаз, который является одновременно гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке, символизирующее кошмар клаустрофоба.

Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) - графическая реплика на одноимённую оперу Рихарда Вагнера, потрясшую Париж в середине 80-х гг. Чистые линии литографии Редона и её мягкие, обволакивающие формы вторят ясной красоте музыки Вагнера.

В этих композициях Редона доминирует тревожное, "протосюрреалистическое" отчуждение либо отрешенная мистическая созерцательность (в особенности в его христианских и буддийских сюжетах).

    «Воздушный шар с глазом». 1898

    «Ворон». 1882. Национальная галерея Канады. Оттава

    «Улыбающийся Циклоп»

    «Парсифаль». 1891.

    «Плачущий паук». 1881.

    «Улыбающийся паук». 1881.

«Цветной» период

Во втором периоде творчества Редон порвал с чёрными тонами и стал писать наполненные цветом картины с элементами идеализации антики и природы. Широко известны его квадрига, парящая в цветных облаках, и абстрактные изображения медуз, моллюсков и других морских обитателей. Эти многослойные картины идеального мира оживают благодаря глубоким переливам красочного тумана.

Причины обращения художника к полихромной живописи искусствоведы объясняют по-разному. Одни говорят о том, что, взявшись за краски, мастер будто бы "примирился с реализмом". Эта версия выглядит не слишком убедительно, поскольку "цветные" картины Редона не менее фантастичны, чем его черно-белые работы. Другие полагают, что художник "устремился к ярким цветам как к потерянному раю". Перемену в стиле сам художник объясняет так: "Я понял, что, постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника - это песнь о его жизни, то, помимо печальных черно-белых нот, в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости".

    Les yeux clos («С закрытыми глазами»), 1890

    «Циклоп». 1914

    «Беатриче». 1855

    «Ракушка». 1912

    «Рождение Венеры», 1912

    «Бирюзовая ваза», 1911

    «Violette Heymann», 1909

    «Пегас», 1900

    «The Golden Cell». 1892

    «Woman with a Yellow Bodice», 1899

    «Муза на Пегасе», 1900

  • «Офелия среди цветов», 1905-1908

Несмотря на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно абсолютно самобытно и отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время ещё не существовало. Поэтому многие художники считают Редона предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.