Лучшие методики изучения английского языка самостоятельно. Методики изучения английского языка: какую выбрать? Обучение на основе ваших интересов

На данный момент существует большое количество различных методик изучения английского языка. Рассмотрим некоторые из них.

Грамматико-переводной метод (Grammar-translational method)

Основы грамматико-переводного метода были заложены просветителями еще в конце XVIII века, однако он стал популярным лишь в 50-х гг. XX века. Преподаватели, которые придерживаются данного метода, большое внимание уделяют грамматике и лексике. Занятие начинается с грамматического материала, который объясняют на родном языке, затем ученики занимаются переводом. Сначала - с английского языка на родной, затем - наоборот. При использовании данного метода грамматика английского языка усваивается на очень высоком уровне, однако, ученики так и не приобретают навыков устной речи, грамматика как бы оторвана от живого разговорного языка.

Метод молчания (Silent way)

Согласно методу молчания, который появился в середине 60-х годов, знание языка изначально заложено в каждом человеке, и самое главное - не мешать учащемуся и не навязывать точку зрения преподавателя. Следуя данной методике, преподаватель старается ничего не говорить. На начальных уровнях, обучая произношению, он пользуется сложными цветными таблицами, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук. Также эти таблицы нужны для изучения новых слов. Например, чтобы "сказать" слово "cat", нужно сначала показать квадратик, который обозначает звук [k], затем - квадратик, который обозначает звук [æ] и так далее. Используя в процессе обучения все эти таблицы, квадратики и другие условные обозначения, ученик постепенно осваивает новый язык, отрабатывая пройденный материал с одногруппниками.

Метод физического реагирования (Total physical response)

Согласно данному методу, ученик вначале обучения не говорит ничего. Сначала он получает пассивные знания: в течение примерно первых двадцати уроков слушает английскую речь, что-то читает, но не говорит на изучаемом языке. Затем ученик должен начать реагировать только действиями на услышанное или прочитанное. Вначале изучаются слова, которые означают физические действия. Например, когда изучают слово "встать", все встают, "сесть" - садятся, и так далее. Когда ученик накопил довольно много информации, он может начинать говорить. При использовании метода физического реагирования, всю получаемую информацию человек пропускает через себя.

Суггестопедия (Sugesto pedia)

Данный метод появился в конце 70-х годов XX века, когда болгарский психиатр Лозанов впервые опробовал его при лечении внушением. Все, кто придерживается этого подхода, утверждают, что овладеть иностранным языком можно, став на период обучения другим человеком: все ученики придумывают себе новые имена и биографии. Все это делается для того, чтобы любой человек в процессе обучения английскому языку мог полностью расслабиться и раскрыться. Использование суггестопедии помогает избавиться от стеснения и страха ошибок. При этом появляется вера в собственные силы посредством создания особой атмосферы. Так называемое "погружение" в языковую среду тоже является одним из вариантов суггестивной методики. Учащиеся начинают в течение 10 дней "обходиться" без родного языка, без учебников и упражнений, живя по сценарию, составленному преподавателем. Виды работы на «погружении» разнообразны, так как продолжительность учебного дня составляет от 12 до 14 часов.

Коммуникативный метод (Communicative method)

В 70-е годы появился коммуникативный метод, основная задача которого - научить человека общаться на английском языке. Также его иногда называют "оксфордским" или "кембриджским" методом, по названию известных британских университетов, где были разработаны его основы. Популярные учебные курсы по английскому языку ("Headway", "New Cambridge English Course") могут ярко продемонстрировать данную методику. Суть коммуникативного метода состоит в том, что основные языковые навыки (устная и письменная речь, грамматика, чтение и аудирование) развиваются одновременно в процессе живого общения. Быстрое усвоение изучаемого материала происходит за счет того, что лексика и грамматические структуры иностранного языка преподносятся студенту в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации. Между учеником и преподавателем возникает приятное общение, благодаря которому начать разговаривать на иностранном языке становится проще. Позитивный эмоциональный настрой, работа в парах и группах, участие в дискуссиях на интересующие учеников темы, игровые элементы позволяют учесть индивидуальные особенности учащихся, усилить их мотивацию, сделать занятия творческими и увлекательными.

Аудио-лингвальный метод (Audio-lingual method)

Аудио-лингвальный метод, как и некоторые другие, появился в конце 70-х гг. XX века. Его суть состоит в том, что на первом этапе обучения ученик многократно повторяет услышанное вслед за преподавателем или фонограммой. И только начиная со второго уровня, ему разрешается говорить несколько фраз от себя. Приверженцы данного метода полагали, что автоматического употребления грамматических и фразеологических структур языка можно добиться путем их многократного повторения в специально подготовленных учебных диалогах. В школах оборудовались лингафонные кабинеты, в которых ученики в наушниках прослушивали тексты и выполняли однообразные практические работы: необходимо было по образцу заменять слова и фразы в структуре предложения. При этом упускалось из виду то, что когда человек общался вживую, то очень часто не мог правильно употребить когда-то заученную им фразу.

Метод чтения Ильи Франка

Данный метод позволяет быстро и достаточно легко войти в чтение на иностранном языке и набрать лексику. Суть метода в том, что в текст на иностранном языке вставляется перевод на русский, в скобках, и здесь же дается лексический комментарий по отдельным словам. Запоминание слов происходит не зубрежкой, а потому, что они повторяются в тексте многократно. Читатель не учит язык специально, он следит за смыслом, за сюжетом книги или рассказа и вместе с тем привыкает к структуре языка. В настоящий момент подготовлено около 200 книг для чтения по методу Ильи Франка на 33 языках. Сам автор данного подхода считает технологию изготовления книг по его методу очень трудоемкой.

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Статья оказалась полезной? Кликни на кнопку ниже и сохрани ее себе в соцсети;)

Быстрые и качественные результаты дает методика изучения английского языка в иностранных языковых школах, где проводят курс интенсивного погружения в речь, культуру и традиции страны. По сути, это экспресс метод обучения, т.к. за ограниченный срок учащиеся должны проникнуться иностранной средой, и превратится в истинных британцев или американцев.

Принципиальные черты методики :

  1. Языковая школа – коммуникативный метод обучения. Общение здесь всегда главенствует над чтением, письмом и грамматикой. При этом акцент ставится больше на разговорную речь, чем на формальный английский.
  2. Активно практикуется использование кейсов. Они представляют собой игровые ситуации и обсуждения, способствующие вовлечению каждого ученика в процесс урока.
  3. Знания здесь преподает непосредственный носитель языка, а о таких понятиях как родная речь и перевод учащимся вовсе придется забыть. Все общение проводится только на иностранном языке.
  4. Учащийся может выбрать индивидуальное обучение или занятия в общих группах.

Если не учитывать финансовую сторону вопроса, у этого способа практически нет недостатков.

Разговорный подход (Шехтер)

Обучение основывается на восприятии иностранной речи как родного языка. То есть, автор стремится развить в ученике способность использовать английский подсознательно, не задумываясь о правильности построения грамматических конструкций или подходящей лексике.

Вырабатывается этот навык с помощью кейсов и ситуативного мышления: разыгрываются небольшие этюды, в которых каждый ученик должен произнести свою реплику. При этом речь участников беседы спонтанна, никто заранее не готовит реплик и не знает темы кейсов.

Такие занятия проводятся ежедневно, продолжительность урока составляет 3 часа. Освоение курса разбито на 3-4 ступени, прохождение каждой из которых занимает месяц. Между этапами предусмотрен перерыв для закрепления полученных знаний.

Подборки Гунненмарка

Этот курс для самостоятельного изучения английского представляет собой набор приёмов, облегчающих освоение основ языка.

Метод основывается на анализе «речевых штампов», т.е. автор предлагает изучать только самые важные и часто встречающиеся в общении правила, фразы и слова. Учебные пособия так и называются «Миниграм», «Минифраз» и «Минилекс». Весь материал дополнительно иллюстрирован и озвучен носителями языка, поэтому методика считается идеальной базой для начала изучения английского.

Продолжительность и частоту занятий ученики регулируют самостоятельно.

Английский по фильмам, книгам и песням

Отдельно стоит упомянуть такие интересные методы изучения английского языка как просмотр фильмов , прослушивание песен и чтение книг в оригинале.

Да, совмещение личных интересов с учебой помогает развить тягу к занятиям и по-настоящему увлечься языком. Но, не думайте, что вы включите любимый фильм и сразу поймете все реплики героев. На самом деле это очень кропотливая работа.

Даже фильмы с субтитрами очень трудно разбирать, т.к. часто приходится останавливать воспроизведение файла, искать перевод непонятых слов и выписывать новые выражения в свой словарик. То же самое касается песен и книг на английском в оригинале. Поэтому, прежде чем приниматься за такую методику, здраво оцените свои силы. Мы бы рекомендовали приступать к подобной работе не раньше освоения среднего уровня знаний (Advanced).

Интерактивные игры и мобильные приложения

Не менее полезны в обучении инновационные технологии, в основе которых лежит игровая методика.

Электронные платформы преподносят материал в доступной форме и тщательно следят за закреплением полученной информации. Например, если вы набираете лексический запас и разучиваете карточки , мобильные приложения обязательно проверят усвоение информации по нескольким параметрам: восприятие на слух, написание и произношение.

Из наиболее популярных онлайн-сервисов, мобильных приложений и компьютерных программ стоит отметить:

  • Duolingo ;
  • Rosetta Stone ;
  • Lex !;
  • Bussuu ;
  • Lingualeo.

Все они используют игровые методы обучения современному английскому языку. За успешные действия пользователи поощряются игровыми очками, а ошибки в ответах приводят к снижению рейтинга и постоянному повторению материала. К слову, система повторений основывается на глубоком анализе поведения пользователя: учитывается успешность запоминания и периодичность появления данного слова.

Интерактивные приложения отличное подспорье в изучении языка, но нельзя делать ставку только на использование программ. Рекомендуем сочетать игровые методы с основательными занятиями по грамматике.

Как выбрать свою методику изучения английского языка?

Подводя итог проведенному анализу методологии преподавания английского, необходимо выбрать наилучшие из представленных способов. Однако, это можно сделать только в индивидуальном порядке. Выбор правильной методики зависит от вас, мы же можем только порекомендовать критерии, от которых необходимо отталкиваться.

Итак, при выборе методики изучения английского языка, следует учесть такие факторы, как:

  • уровень собственной подготовленности;
  • количество времени, которое вы готовы посвятить занятиям;
  • финансовые возможности;
  • собственные приоритеты и желания.

Также, обязательно советуем провести анализ собственных чувств восприятия. Необходимо понять, как вам проще воспринимать информацию: на слух, посредством чтения учебников, с помощью видеоуроков, в игровой форме и т.д. Если вы подберете метод, подходящий вашему складу ума, характеру и интересам, успешная учеба сложится сама собой.

Успехов в изучении иностранного языка и до новых встреч на страницах сайта!

Просмотры: 336

Изучение нового языка - дело сложное и имеет индивидуальные особенности. В то время как одни бьются головой об стену, пытаясь зазубрить хотя бы «my name is Vasya», другие уже легко читают Гамлета в оригинале и непринужденно общаются с иностранцами. Почему им так легко дается процесс обучения? Есть ли какие-то особые секреты освоения иностранного языка? Об этом вы узнаете чуть ниже.

Как мы учим язык

Когда кто-то говорит, что он неспособен выучить новый язык, то хочется в ответ возразить.

Любой человек может выучить новый язык. Эта способность вшита в наш мозг с самого рождения. Именно благодаря ей мы неосознанно и естественно осваиваем свой родной язык. Более того, будучи помещенными в соответствующую языковую среду, дети без всякого напряжения способны освоить и иностранный язык.

Да, потом мы идем в школу, учим грамматику и пунктуацию, шлифуем и совершенствуем знания, но основу наших лингвистических умений составляет именно та база, которая заложена в раннем детстве. Обратите внимание, что происходит это без всяких хитрых методик, лингафонных классов и учебных пособий.

Почему же мы не можем, уже будучи взрослыми, так же легко выучить второй, третий, четвертый языки? Может быть, эта лингвистическая способность присуща только детям, а по мере взросления исчезает?

Отчасти это так. Чем старше мы становимся, тем более пластичность нашего мозга (его способность создавать новые нейроны и синапсы) снижается. Кроме чисто физиологических препятствий, есть и еще одно. Дело в том, что процесс освоения языка в зрелом возрасте коренным образом отличается от детского. Дети постоянно погружены в обучающую среду и на каждом своем шагу получают новые знания, в то время как взрослые, как правило, выделяют для занятий определенные часы, а все остальное время пользуются своим родным языком. Не менее важное значение имеет и мотивация. Если ребенок без знания языка просто не может прожить, то взрослый без второго языка вполне способен успешно существовать.

Это все понятно, но какие же практические выводы можно сделать из данных фактов?

Как мы должны учить язык

Если вы хотите быстро и качественно освоить иностранный язык, то во время обучения должны стараться следовать некоторым простым советам. Они направлены на минимизацию эффекта возрастных изменений вашего мозга, а также помогут пройти весь процесс так же легко и незаметно, как это делают дети.

Интервальные повторения

Эта техника позволяет лучше запоминать новые слова и понятия. Она заключается в том, что вы должны повторять изученный материал через определенные промежутки времени, причем чем дальше, тем эти промежутки меньше. Например, если вы учите новые слова, то их следует повторить несколько раз на протяжении одного занятия, затем повторить на следующий день. Потом еще раз спустя несколько дней и, наконец, закрепить материал через неделю. Вот как примерно этот процесс выглядит на графике:

Одно из удачных приложений, использующих этот подход, - это . Программа в состоянии отслеживать, какие слова вы изучили, и напоминает об их повторении через определенное время. При этом новые уроки строятся с применением уже изученного материала, так что полученные вами знания закрепляются довольно прочно.

Учите язык перед сном

Освоение нового языка требует по большей части простого запоминания больших массивов информации. Да, для грамматических правил желательно понимать их применение, но в основном вам придется заучивать новые слова уже вместе с примерами. Для лучшего запоминания не упускайте возможности еще раз повторить материал перед сном. Исследование американских ученых подтвердило, что запоминание перед сном гораздо прочнее, чем на уроке, проведенном в течение дня.

Изучайте контент, а не только язык

Преподаватели с большим стажем прекрасно знают, что абстрактное изучение иностранного языка проходит гораздо тяжелее, нежели в случае его применения для освоения какого-либо интересного материала. Это же подтверждают и ученые. Например, недавно был поставлен эксперимент , в ходе которого одна группа его участников изучала французский язык обычным способом, а другой вместо этого преподавался один из базовых предметов на французском. В результате у второй группы наблюдался значительный прогресс в восприятии на слух и переводе. Поэтому старайтесь обязательно дополнить свои занятия потреблением интересного для вас контента на целевом языке. Это может быть прослушивание подкастов, просмотр фильмов, чтение книг и .

Все мы постоянно заняты, и выделить время для полноценных занятий не так уж просто. Поэтому очень многие ограничиваются 2-3 часами в неделю, специально выделенными для иностранного языка. Однако гораздо лучше заниматься хоть и меньше по времени, но каждый день. Наш мозг имеет не такой уж большой буфер оперативной памяти. Когда мы пытаемся запихнуть в него за один час максимальное количество информации, то быстро наступает переполнение. Куда полезнее небольшие по продолжительности, но частые занятия. Просто идеально для этого подходят специальные , которые позволят вам заниматься в любой свободный момент.

Миксуйте старое и новое

Мы стараемся побыстрее продвинуться в обучении и получить побольше новых знаний. Однако это не совсем правильно. Гораздо лучше дело продвигается, когда новое смешивается с уже знакомым материалом. Так мы не только легче усваиваем свежий материал, но и закрепляем пройденные уроки. В результате процесс освоения иностранного языка происходит гораздо быстрее.

Если вы решили, учиться самостоятельно, — наверняка, задумывались, по каким ресурсам заниматься. Существует миллион современных методик изучения английского, и выбрать среди них ту, которая действительно будет приносить результаты, — не такая уж и простая задача.

В этой статье мы постарались собрать для вас несколько наиболее действенных методик изучения английского языка, рассчитанных на русскоговорящих студентов. Данные методики помогают выучить язык максимально качественно, затратив при этом минимальное количество времени.

Метод Пимслера

Данный курс изучения английского, разработанный специально для русскоговорящих доктором Паулем Пимслером, рассчитан на деловых людей. Он подойдет тем, у кого мало свободного времени. По сути, это единственный запатентованный метод тренировки памяти.

Каждый уровень состоит из 30 занятий длительностью по 30 минут. Именно в течение этого промежутка времени, по мнению Пимслера, человеческий мозг наиболее активно усваивает новую информацию. Всего в курсе есть 3 уровня.

Занятия ведут два диктора — носитель английского языка и русскоговорящий. Упор в данной методике сделан на развитие коммуникативных навыков: понимание речи на слух и умения выражать свои мысли. Особое внимание уделяется работе над произношением, а также изучению лексики, необходимой для повседневного общения. Задача студента — слушать дикторов и выполнять их задания.

Где можно заниматься:

  • Fenenglish
  • Lelang

Метод чтения Ильи Франка

Илья Франк — российский полиглот и филолог, написавший множество монографий по изучению иностранных языков. Его метод базируется на том, что учащийся изучает новую лексику и грамматические конструкции, читая художественную литературу. Тексты в книгах Франка разбиты на небольшие отрывки. Под каждым текстовым фрагментом на языке оригинала расположен дословный перевод на русский язык. К переводу прилагаются дополнительные объяснения. После перевода опять идет тот же отрывок оригинального текста, чтобы учащийся мог закрепить полученные знания.

Данный метод более удобен, чем книги с параллельным переводом, поскольку:

  1. текстовые фрагменты дополнены комментариями с примерами употребления слов в различных фразах;
  2. для сложных слов написана транскрипция;
  3. благодаря разбивке текста на небольшие части, студенту не приходится долго искать перевод того или иного слова.

Конечно, для изучения языка по такой методике нужно иметь хотя бы минимальные знания как лексики, так и грамматики. Однако такой способ изучения английского очень интересен, особенно тем, кто любит читать и давно мечтал прочитать любимых англоязычных писателей в оригинале.

Где можно заниматься:

Метод Драгункина

Драгункин знаменит тем, что предложил вместо традиционной английской транскрипции использовать русифицированную, а также интересным способом подачи материала. Данную методику включили в список, поскольку в последнее время она считается одной из самых популярных. При этом, стоит отметить, что она имеет как огромное число поклонников, так и скептически настроенных критиков. Предупреждаем сразу: метод Драгункина разительно отличается от других и является весьма спорным, поэтому предлагаем перейти сразу к ее преимуществам и недостаткам.

Преимущества:

  1. Увлекательная подача материала. Книги Драгункина можно читать «взахлеб», прямо как художественную литературу. Согласитесь, интересно поданный материал усваивается быстрее.
  2. Доступная подача материала. Уроки Драгункина не только интересны, но и доступны.
  3. Грамматика объясняется так, что и ежу будет понятно, когда какую конструкцию стоит использовать.
  4. Материал легко запоминается.
  5. Его книги помогают избавиться от психологического барьера, мешающего выучить английский язык: зверь уже кажется не так страшен, как его малюют.

Недостатки:

  1. В его книгах иногда (редко, но все же…) проскакивают ошибки. Например, в одной из его работ разбиралась конструкция «used to». При этом рядом с предложением «I used to do it» было написано предложение » I use to do», которое, согласно утверждению автора, описывает привычное действие в настоящем. Однако такой конструкции в английском языке попросту не существует. Есть «I’m used to do+ing» , которая используется для описания привычек в настоящем. Подробнее об этих конструкциях можно почитать в нашей статье: . Сам же автор утверждает, что ошибки в изданиях были допущены по вине издателя. Не будем разбираться, кто прав, а кто виноват — просто констатируем факт.
  2. Слишком много рекламы его других работ. В каждой своей книге автор фактически настаивает на том, чтобы вы приобрели и остальные его книги. Мы понимаем, что и зарабатывать на чем-то нужно, однако такая настойчивая реклама слегка отталкивает.
  3. Транскрипция, написанная русскими буквами. Конечно, некоторые, в том числе и автор, считают это преимуществом методики, однако мы не совсем согласны. Автор аргументирует данную методику подачи новой лексики тем, что существует множество акцентов английского языка, и ваше произношение не обязательно должно быть типичным. Да, действительно акцентов существует очень много. Тем не менее, ваш акцент должен быть понятен другим. Идеального произношения добиться сложно, однако можно сделать его максимально близким к типичному английскому. Неправильно произнесенные слова могут создавать языковой барьер между вами и собеседником. О том, какая путаница может возникнуть, если вы будете произносить слова неправильно можно посмотреть в видео уроке Джейсона: https://youtu.be/JMzW3SXBlPE . Вам будет сложно воспринимать речь на слух, если вы сами не будете знать, как правильно произносятся английские слова. Возможно тем, кто только начал учить язык проще читать русскую транскрипцию, но почему бы не пробовать параллельно учить и английскую?

Как видите, эта методика имеет как свои плюсы, так и минусы. Заниматься ли по ней — решать только вам. Наше мнение: она подходит для тех, кто только ступил на стезю изучения английского. Тем, кто продолжает совершенствовать свои навыки, рекомендуем использовать более серьезные методики по изучению языка.

Метод Дмитрия Петрова

Метод изучения иностранных языков известного полиглота Дмитрия Петрова на сегодняшний день считается одним из самых популярных. Изучения английского (и других языков) по данной методике дает неплохие базовые знания, что подтверждается многочисленными отзывами учащихся. Однако верить в то, что произойдет чудо и вы выучите язык по этому методу всего за 3 недели, не стоит. Но за этот срок, если действительно работать над собой, можно наработать неплохую базу.

Преимуществом методики является то, что она рассчитана на снятие мешающего изъясняться на иностранном языке психологического барьера, помогает раскрепоститься и ориентирована именно на улучшение разговорного английского. Базовые конструкции и общеупотребляемая лексика доводятся до автоматизма. К тому же, все объяснения довольно доступны и понятны.

Где можно заниматься:

Эти методики изучения английского имеют свои преимущества и недостатки. Но на сегодняшний день именно они считаются одними из самых эффективных для самостоятельного изучения. Мы рекомендуем комбинировать их с другими способами изучения языка: просмотром фильмов, общением с носителями языка и/или другими студентами.

Или личное общение. Важно иметь представление о возможных вариантах обучения — это поможет вам выбрать максимально удобный для вас способ. Рассмотрим следующие методы и их преимущества:

Занятия в классе

В зависимости от личных предпочтений, кому-то больше подойдет традиционная учебная обстановка. Занятия в традиционной обстановке дают возможность активно взаимодействовать с преподавателем и могут быть полезны тем, кто хочет получить дополнительную . Занятия в классе также позволяют общаться с другими учениками и работать в группах.

Аудио-уроки

Этот метод постепенно устаревает, так как многие приходят к выводу, что используя один лишь этот метод, язык освоить сложно. Однако, хорошие нередко предлагают аудиоматериалы, чтобы дать более полное представление о произношении и диалектах.

Аудиозаписи часто используются как дополнение к учебной программе, однако, существуют и полные аудио-уроки для тех, кому легче изучать язык на слух.

Книги

Книги часто используются как дополнительный материал для более тесного знакомства с языком. Для тех, кто изучает язык самостоятельно, могут стать превосходным средством освоения английского языка в приемлемом темпе, без ограничений и обязательств, которые присутствуют в других формах обучения.

DVD

Программы обучения на DVD являются очень популярным инструментом и могут быть эффективны, если следовать им регулярно и правильно. Те, оценят гибкость и свободу, которую дают DVD-курсы.

Однако, невозможность общаться с преподавателем или другими учащимися может создать проблемы. В случае, если учеба дается с трудом и сложно продвинуться дальше. DVD-курсы могут отлично подойти тем, кто уже владеет базовым материалом, но хочет освежить знания.

Онлайн-обучение

Метод онлайн-обучения хорошо зарекомендовал себя как среди преподавателей, так и среди изучающих язык. Обладая гибкостью и удобством, он хорошо подойдет тем, кто не может поддерживать график занятий в классе, но умеет . Однако, этот метод предполагает, что обучающийся имеет базовые навыки работы в интернете.

Имея представление о различных методах изучения английского, вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас. А какие методы изучения пробовали вы? Расскажите о своем опыте в комментариях к этой статье.