Акт выездной проверки Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад п. Збродовский по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности

Грамотный учет на предприятии невозможен без проверок. Для устранения ошибок и предупреждения злоупотреблений проводятся инвентаризации и ревизии (плановые и внезапные). Такие мероприятия могут быть как внутренними, так и внешними, а их результаты принято оформлять в виде соответствующих актов.

Что такое ревизия на предприятии

Ревизией считается комплекс действий, выявляющих законность проводимых финансово-хозяйственных операций. Инспектируется обоснованность и законность проведения операций, правильность бухгалтерских проводок, отражение информации в документах.

Цели контрольных мероприятий:

  • сопоставление учетных и реальных данных для выявления разниц;
  • определение причин возникновения расхождений и пресечение их в дальнейшем;
  • составление перечня ошибок и рекомендаций по исправлению;
  • правка учетных данных на основании акта (списание недостач, оприходование излишков).

Нужно понимать, что ревизия и инвентаризация – это не тождественные понятия . Главные их отличия между собой:

  • даже плановая ревизия со стороны контролирующих органов не согласовывается с руководством предприятия, а график инвентаризаций часто утверждается в приказе об учетной политике;
  • инвентаризация проводится внутренними структурами, а ревизия внешними;
  • ревизия контролирует законность проводимых на предприятии операций, в то время как инвентаризация выявляет разницы между сведениями учета и реальным наличием средств.

Внутренняя проверка (инвентаризация)

Перед проведением процедуры руководителем организации издается приказ о причине проведения мероприятий, целях и составе комиссии, если он не утвержден в учетной политике компании. В комиссию, обычно, включают работников бухгалтерии, руководителей отделов, работников иных структур предприятия. Внутренняя проверка проводится:

  • прежде чем сдать отчетность, для представления подлинной информации;
  • перед наймом нового сотрудника для передачи ему дел;
  • в процессе реорганизации, банкротства, ликвидации предприятия;
  • в случае порчи или кражи средств;
  • при возникновении ЧП;
  • перед арендой или продажей основных средств.

Проверки бывают полные или частичные. Перед тем, как сдать годовую отчетность бухгалтер проводит полную проверку. Частичные делаются при возникновении такой необходимости.

Различают плановые, внеплановые, повторные, контрольные инвентаризации. Периодичность плановых проверок фиксируется в приказе об учетной политике. Внеплановые осуществляются по приказу учредителя.

Это происходит в случае:

  • непредвиденных событий (установление факта причинения ущерба или хищения);
  • передачи дел новому материально-ответственному лицу;
  • инвентаризации кассы.

Собранная информация фиксируются в описях, сличительных ведомостях и актах. Они составляются, как минимум, в двух экземплярах. Комиссия передает документы в бухгалтерию для последующего исправления данных учета и принятия дисциплинарных решений.

Проверка контролирующими органами

Внешние проверки регулируются законом № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и частью 1 НК РФ . Проводить ревизию могут федеральные и региональные органы:

  • Ростехнадзора;
  • органов МВД;
  • Трудовой инспекции;
  • Роспотребнадзора;
  • Пожарнадзора и т.д.

Различают плановые и внеплановые ревизии. Список организаций, попадающих под плановые проверки, можно найти на официальных сайтах соответствующих инстанций. Перечень мероприятий составляется в пределах будущего года.

Плановые ревизии назначаются каждые три года. Первая проводится через три года от даты основания предприятия. Цель внеплановой проверки – реагирование на обращение в контролирующую службу или намерение удостовериться в исполнении уже выданного предписания.

Ревизор обязан за 3 дня до проведения плановой проверки известить организацию, кроме контроля со стороны фискальных органов (виды проверок, порядок их проведения и сроки регламентируются главой 14 НК РФ). Перед внеплановой ревизией предприятие оповещается за сутки.

Сроки уведомления утверждены законодательно для того, чтобы дать предприятию возможность подготовиться. Время, отведенное на проведение всех мероприятий контроля, – не более 20 дней.

Оформление результатов проверки, особенности заполнения

Информация, собранная за время ревизии, должна быть документально зафиксирована. Ревизионные мероприятия, объекты и результаты отражаются в акте. Исправить ошибки учета можно только на основании этого документа.

Так как унифицированной формы акта внутренней ревизии не существует – организация разрабатывает ее сама. Шаблон документа фиксируется в учетной политике или посредством отдельного приказа руководителя. Его можно редактировать для разных целей.

Акт должен содержать такую информацию:

  • название организации;
  • день составления;
  • причина проверки и издания акта;
  • перечень мероприятий;
  • наименование операций;
  • период проведения;
  • ФИО, должности и подписи ответственных лиц.

Не запрещается дополнять акт приложениями. После описания всех найденных нарушений, ревизор дает предложения по их ликвидации. Виновные лица отчитываются в течение 3 дней. Это тоже фиксируется в акте. Документ теряет юридическую силу в случае отсутствия в нем одного или нескольких реквизитов, что особенно важно при взыскании недостачи с материально ответственного лица.

Инвентаризация наличных денежных средств

В отличие от инвентаризации товарных остатков (на складе или в торговом зале магазина), запасов или незавершенной продукции, контрольный пересчет наличных средств в кассе организации часто происходит внезапно, без предварительного извещения кассира. Причиной такого решения руководства может стать:

  • желание усилить контроль над материально-ответственными сотрудниками;
  • поиск причины возникновения ошибки;
  • требование проверяющих.

Для отражения информации о ревизии кассы Госкомстат разработал форму № ИНВ-15. Использовать именно эту форму не обязательно. Она может послужить образцом для формирования собственной.

Для обретения юридической силы документ должен содержать:

  • наименование организации;
  • день составления;
  • номер и название;
  • расписку материально ответственного лица;
  • данные о количестве средств согласно данным учета и по факту;
  • пояснения материально ответственного лица при обнаружении несоответствий;
  • решение руководителя;
  • должности, подписи, ФИО всех членов комиссии.

Важно заполнить документ без ошибок, так как исправления не разрешаются. Заполнять акт разрешается ручкой черного или синего цвета. Написать его можно от руки либо напечатать.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности

Проверка финансово-хозяйственной деятельности считается самой глубокой. Чаще всего она проводится в бюджетных и государственных учреждениях. Организации могут проводить и самостоятельный контроль (по решению учредителей или собрания акционеров). Внешней проверкой занимаются такие структуры как: налоговая, трудовая инспекция, правоохранительные органы, контрольно-счетная палата.

Документ вмещает большой объем информации:

  • описание исследуемых объектов;
  • описание методов проверки;
  • описание полученных результатов;
  • подведение итогов;
  • предписание проверяющих.

В «шапке» указывается:

  • место проведения (город/поселок);
  • наименование документа;
  • дата, номер;
  • срок проведения мероприятий.

В теле акта содержится:

  • констатирующая информация (ссылка на распорядительный документ, данные о ревизоре, период проведения, план работы);
  • основная часть (сверка расчетов с контрагентами, по зарплате, с подотчетными лицами, движения наличных денежных средств, расходов на закупку запасов, транспорт, основные средства, ТМЦ);
  • смета расходов;
  • характеристика сфер деятельности организации;
  • описание нарушений со ссылкой на нормативный акт;
  • выводы и рекомендации;
  • подписи ответственных лиц.

Документ составляют минимум в двух экземплярах с добавлением приложений. С ним знакомятся сотрудники, на участке работы которых обнаружены нарушения. Они также ставят свою подпись.

Инвентаризация ТМЦ в магазине

Проверку ТМЦ рекомендуется делать ежемесячно либо при каждой смене материально-ответственного работника. Это нужно для контроля над сохранностью товара, сроками годности и работой сотрудников. Перед проведением мероприятия издается приказ. После собирается комиссия. Для удобства работы можно создать план проведения мероприятий.

Результат работы комиссии фиксируется в описи. Она составляется в двух экземплярах. В описи отражаются как обнаруженные недостачи, так и излишки. Собранная информация передается на сверку в бухгалтерию, чтобы выявить расхождения фактических данных с учетными. Акт ревизии ТМЦ содержит:

  • описание ТМЦ;
  • срок проведения;
  • реальное количество и стоимость ТМЦ;
  • пояснение ответственного лица;
  • подписи членов комиссии.

После окончания мероприятий выпускается приказ об утверждении результатов инвентаризации. На основании него происходит взыскание убытков с ответственных лиц, а также, вносятся правки в учетные данные.

Юридическое значение акта ревизии

Документально оформленная информация о проведении проверки служит основанием для редактирования данных бухгалтерского учета. Акты можно представить как подтверждение некоторых бухгалтерских операций, если у налоговой службы появятся вопросы.

Составление итоговых документов позволяет наглядно представить масштабы нарушений в работе предприятия. При значительных отклонениях документ позволяет подтвердить вину ответственного сотрудника, что, в свою очередь, послужит основанием для взыскания с него убытков, увольнения и даже возбуждения уголовного дела, если это предусмотрено УК РФ .

Ревизия – эффективный инструмент не только для служб госконтроля, ее с успехом используют учредители и акционеры компаний. В первую очередь, это помогает установить факты злоупотреблений со стороны исполнительного органа АО или наемного руководителя, превышение ими своих полномочий и совершение сделок, не предусмотренных уставом организации. Доказательством вины и основанием отставки директора также может служить составленный по итогам проверки акт.

Подробнее о том, как подготовиться к проверке финансово-хозяйственной деятельности на предприятии, рассказано в видео.

Акт

по результатам проверки финансово – хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения

Историко-краеведческий музей городского поселения Фряново

за период 2013-2014 годы.

30.11.2015 год
Основание для проведения проверки: распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты городского поселения Фряново от 20 июля 2015 г. № 23 «О проведении контрольного мероприятия», пункт 2.5 Плана работы Контрольно-ревизионной комиссии на 2015 год, утверждённый распоряжением председателя Контрольно-ревизионной комиссии от 17.12.2014г.

Цель проверки :

1.Установление соответствия деятельности требованиям законодательства РФ, нормативным правовым актам городского поселения Фряново, внутренним нормативным актам муниципального бюджетного учреждения «Историко-краеведческий музей городского поселения Фряново»;

2.Контроль за обоснованным и эффективным использованием субсидий, выделенных на выполнение государственного задания;

3.Контроль за целевым использованием субсидий, выделенных на иные цели;

4.Контроль за правомерностью получения и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности;

5.Проверка правильности совершения фактов хозяйственной жизни перед составлением бухгалтерской отчетности за проверяемый период.

Объект проверки: Муниципальное бюджетное учреждение «Историко-краеведческий музей городского поселения Фряново» (далее МБУ Историко-краеведческий музей).

Срок проведения проверки: начало проверки 01.08.2015г., окончание проверки 30.11.2015г.

Проверка проведена: инспектором Контрольно-счетной палаты городского поселения Фряново Кучиной Е. А.

Метод проверки: выборочный.

Проверка проведена с ведома директора МБУ Историко-краеведческий музей Черновой Е. Е., главного бухгалтера Фокиной М. В.
В результате проверки установлено:

Юридический адрес проверяемого учреждения: 141146, пос. Фряново, Щёлковского района Московской области, пл. Ленина, дом 2.

Полное наименование учреждения - муниципальное бюджетное учреждение Историко-краеведческий музей городского поселения Фряново.

Сокращенное наименование учреждения - МБУ Историко-краеведческий музей г. п. Фряново.

Бюджетное учреждение создано на основании постановления Главы поселка Фряново от 31.05.2004 года № 98. Решение о создании Бюджетного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения Историко-краеведческого музея городского поселения Фряново Щёлковского района Московской области принято постановлением администрации городского поселения Фряново от 18.11.2011 года № 121.

Свою деятельность МБУ Историко-краеведческий музей осуществляет в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами городского поселения Фряново, а также Уставом, утвержденным постановлением администрации городского поселения Фряново от 01.12.2011 № 127 (с изменениями от 27.02.2015 № 41).

МБУ Историко-краеведческий музей создано в целях:

Хранения музейных предметов и музейных коллекций;

Выявления и сбора музейных предметов и музейных коллекций;

Изучение музейных предметов и музейных коллекций;

Публикации музейных предметов и музейных коллекций;

Осуществление просветительской и образовательной деятельности.

МБУ Историко-краеведческий музей является некоммерческой организацией.

Учредителем и собственником имущества МБУ Историко-краеведческий музей является городское поселение Фряново. Полномочия учредителя осуществляет Администрация городского поселения Фряново.

МБУ Историко-краеведческий музей является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в финансовом органе Администрации городского поселения Фряново, круглую печать, содержащую полное наименование бюджетного учреждения на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.

В проверяемом периоде ответственными лицами за финансово-хозяйственную деятельность в МБУ Историко-краеведческий музей:

С правом первой подписи: с 01.01.2013 года по 19.08.2014 года директор Родионов Е.А.; с 25.08.2014 года по 30.09.2014 года - исполняющая обязанности директора Чернова Е.Е.; с 01.10.2014 года по настоящее время - директор Чернова Е.Е.

Правом второй подписи – директор МКУ «Централизованная бухгалтерия городского поселения Фряново» - главный бухгалтер - Фокина М. В. с 01.01.2013 года по 28.08.2015 года; с 31.08.2015 года – и. о. директора МКУ «Централизованная бухгалтерия городского поселения Фряново» - и. о. главного бухгалтера – Увкина Л. Ю.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и согласно приказу от 29.12.2012 года № 55 «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета», ответственным за организацию бухгалтерского учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения.

В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерского учета МБУ Историко-краеведческий музей возложено на муниципальное казённое учреждение «Централизованная бухгалтерия городского поселения Фряново» (далее МКУ ЦБ г. п. Фряново) на основании Договоров на постановку, организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета от 28.12.2012г. № 4, от 29.12.2013г. № 4, от 31.12.2014г. № 4.

МБУ Историко-краеведческий музей выполняет муниципальное задание, сформированное и утвержденное Администрацией городского поселения Фряново. МБУ Историко-краеведческий музей вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, в установленной сфере деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

МБУ Историко-краеведческий музей, в соответствии с его Уставом, может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.

Контрольно-счетная палата считает необходимым отметить, что в соответствии со статьёй 47 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем, рекомендует привести Устав МБУ Историко-краеведческий музей в соответствие с действующим законодательством.

МБУ Историко-краеведческий музей, в соответствии с его Уставом, вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена Уставом.

Источниками финансового обеспечения МБУ Историко-краеведческий музей являются:

Субсидии из бюджета городского поселения Фряново на выполнение муниципального задания и на иные цели в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности;

Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

МБУ Историко-краеведческий музей осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открытые в финансовом органе Администрации городского поселения Фряново № 20486001082/4, № 20486001082/2, № 21486001086. Функции финансового органа возложены на отдел экономики и финансов Администрации городского поселения Фряново в соответствии с Положением об отделе экономики и финансов, утверждённым распоряжением Главы городского поселения Фряново от 04.06.2010 года № 148; в 2014 году – Положением об отделе экономики и финансов, утверждённым распоряжением Главы городского поселения Фряново от 10.01.2014 года № 4, с 2015 года – Положением об отделе экономики и финансов, утверждённым распоряжением администрации городского поселения Фряново от 13.01.2015 года № 8.

Одним из основных документов, регламентирующих финансовую деятельность учреждения, является учетная политика. К проверке представлена Учетная политика на 2013 год, утвержденная приказом директора МБУ Историко-краеведческий музей от 29.12.2012 № 55. Учетная политика на 2014 год отсутствует, к проверке не представлена.
1. Проведена выборочная проверка за период 2013- 2014г.г.

1.1. В проверяемом периоде между администрацией городского поселения Фряново в лице Главы городского поселения Фряново Тарычева Н. А. и МБУ Историко-краеведческий музей в лице директора Родионова Е. А. заключены соглашения:

- № 2 от 10.01.2013 года «О порядке и условиях предоставления в 2014 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)» из бюджета городского поселения Фряново на общую сумму 3 031,2 тыс. рублей (с учетом внесённых в график перечисления субсидии изменений в соответствии с дополнительным соглашением от 21.06.2013 года). Согласно отчёту (ф. 0503737) фактические расходы учреждения за счет средств субсидий на выполнение муниципального задания за 2013 год составили 3 130,728 тыс. рублей. Превышение фактических расходов учреждения к размеру предоставленной субсидии из бюджета поселения на 2013 год обусловлено наличием остатка денежных средств на лицевом счёте учреждения открытом в финансовом органе Администрации городского поселения Фряново, что не противоречит действующему законодательству.

(Справочно: Согласно п. 17 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.)

- № 6 от 31.05.2013 года «О предоставлении субсидии на реализацию мероприятий муниципальной программы городского поселения Фряново «Поэтапное повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений городского поселения Фряново в 2013 году» из бюджета городского поселения Фряново на общую сумму 137,0 тыс. рублей. Согласно отчёту (ф. 0503737) фактические расходы учреждения за счет средств субсидии на иные цели по состоянию на 01.01.2014 года составили 137,0 тыс. рублей. Вместе с тем, необходимо отметить, что отчёт об использовании субсидии на иные цели, представляемый ежемесячно в соответствии с вышеуказанным соглашением за декабрь 2013 года не представлен в администрацию городского поселения Фряново.

- № 4 от 09.01.2014 года «О порядке и условиях предоставления в 2014 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)» из бюджета городского поселения Фряново на общую сумму 3 674,8 тыс. рублей. Фактически средства субсидий израсходованы, согласно отчету (ф. 0503737) в сумме 3 608,038 тыс. рублей.

- № 4 от 27.05.2014 года «О предоставлении субсидии на повышение заработной платы работникам учреждения» за счет средств бюджета Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 года № 113/7, распоряжением Администрации городского поселения Фряново от 16.05.2014 года № 137 на общую сумму 339,8 тыс. рублей. Согласно отчёту (ф. 0503737) фактические расходы учреждения за счет средств субсидии на иные цели по состоянию на 01.01.2015 года составили 339,76 тыс. рублей.

1.2. Муниципальное задание

1.2.1.Проверка порядка формирования муниципального задания

В проверенном периоде администрация городского поселения в рамках своих полномочий осуществляла:

Формирование, утверждение и обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг;

Формирование, утверждение и выполнение планового задания на оказание муниципальных услуг;

Полномочия собственника имущества музея.

Согласно ст. 6, 69,2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановлением главы городского поселения Фряново от 23.09.2009 г. №238 утверждён Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам муниципальными бюджетными учреждениями городского поселения Фряново.

Согласно вышеуказанному Порядку муниципальное задание формируется учредителем муниципального учреждения на очередной финансовый год в соответствии с предусмотренной их уставами основной деятельностью. Учредитель устанавливает в муниципальном задании требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания бюджетным учреждением городского поселения Фряново услуг, (выполнения работ) для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации, исполнения полномочий органов местного самоуправления городского поселения Фряново в сфере культуры, с учетом потребностей в муниципальных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением муниципального задания, включая условия внесения изменений в муниципальное задание.

К проверке представлены муниципальные задания МБУ «Историко-краеведческий музей» на 2013 год утверждённого Постановлением администрации городского поселения Фряново от 14.01.2013 года №4 и на 2014 год, утверждённого Постановлением администрации городского поселения Фряново от 31.12.2013 года № 208.

Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 утверждён Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), - предусматривающий, в т.ч., услуги учреждений культуры в области музейного дела: посещение музеев, демонстрация музейных коллекций на выезд, показ экспозиций музеев, показ экспозиций выставок, создание музейных каталогов и обслуживание посетителей музеев, изготовление копий (с возможным увеличением) с музейных экспонатов, с документов из фондов музеев.

Постановлением администрации городского поселения Фряново от 03.02.2012 года № 6 утверждён перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых физическим и юридическим лицам муниципальными бюджетными учреждениями городского поселения Фряново.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 и п.п.1,2 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" – участие организаций в предоставлении муниципальных услуг подразумевает оказание ими услуг, которые являются необходимыми и обязательными для их предоставления; оказание муниципальной услуги носит заявительный характер (оказывается непосредственно конкретному потребителю).

Утверждённые муниципальные услуги соответствуют Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93) - в части отнесения к услуге таких видов деятельности, как: услуга по публикации музейных предметов, музейных коллекций путём публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме; работа по формированию и учёту музейных предметов.

В то же время, работы по хранению, изучению и обеспечению сохранности экспонатов музея, могут осуществляться путём выполнения соответствующих работ, т.к. не предусматривают удовлетворение потребностей конкретного потребителя, а предназначены для неопределённого круга лиц, что и отражено в муниципальном задании.

Типовые нарушения, выявляемые при проверках финансово-хозяйственной деятельности КУ (Ларцева Л.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

Проанализировав отчеты о проверках финансово-хозяйственной деятельности казенных учреждений, размещенные на официальных сайтах территориальных управлений Росфиннадзора, Счетной палаты, контрольно-ревизионных управлений муниципальных образований, представляем вашему вниманию обзор наиболее распространенных нарушений, выявляемых проверяющими. Данная информация поможет вам принять меры для недопущения подобных нарушений в ваших учреждениях.

В ходе осуществления контрольных мероприятий в отношении организации и ведения бюджетного учета, регулирования и оплаты труда, эффективности использования бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества прежде всего проверяются соблюдение и правильность применения следующих нормативных актов:

Бюджетного, Трудового и Гражданского кодексов;

Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);

Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);

Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н);

Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н);

Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания N 49);

Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н);

Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение N 583), а также разработанных в соответствии с ним локальных актов по оплате труда в учреждении;

Положения об исчислении средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922).

Описание нарушения

В ходе проверок ведения кадровой политики и начисления оплаты труда

Работники, согласно нормам, не обеспечивались спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), при этом на складе они имелись.

Нормы выдачи СИЗ в учреждении нормативно не закреплены, в других случаях выдача СИЗ работникам производилась не по утвержденному перечню, который, в свою очередь, не соответствовал результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (с 01.01.2014 специальной оценки условий труда): отсутствовали должности работников, которым по результатам аттестации положены СИЗ, включена профессия (сторож), по которой по результату аттестации СИЗ не полагаются.

Учет и контроль над выдачей работникам СИЗ на личных карточках учета выдачи СИЗ с соблюдением утвержденных норм не осуществлялись либо велись с замечаниями (не заполнены реквизиты, предусмотренные формой)

Статья 221 ТК РФ

Статьи 56 - 57 ТК РФ

Правила внутреннего трудового распорядка оформлены с недостатками:

Режим работы различных категорий работников не определен;

Не указаны время фактической работы (смены), начало и конец работы (смены);

Суммированный учет рабочего времени и учетный период сторожам не определены;

Не отражены время и место для отдыха и приема пищи;

Графики работы (сменности) отсутствуют либо составлены с нарушением (график сменности сторожей не согласован представительным органом работников; воспитатели, младшие воспитатели и повара, работающие посменно, с графиком сменности (не менее чем за месяц) под расписку не ознакомлены)

Статьи 100, 103, 104, 108, 189

Продолжительность рабочего времени при работе на условиях совместительства превышала предельно допустимую норму

Статья 284 ТК РФ

Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска, включались в число календарных дней отпуска

Статья 120 ТК РФ

Разработанное в учреждение положение об оплате труда, являющееся локальным нормативным актом, принято без учета мнения представительного органа работников

Статья 8 ТК РФ

Работодателем с учетом мнения представительного органа работников не утверждена форма расчетного листка о заработной плате работников. В выдаваемых ежемесячных расчетных листках информация о начисленных, удержанных и выплаченных суммах отображена очень мелко, что не позволяет ее распознать без специальных средств

Статья 136 ТК РФ

Выявлены следующие нарушения по заполнению трудовых книжек:

Записи в трудовых книжках не соответствуют Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки, обеспечения ими работодателей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69;

Последние записи не соответствуют данным о реорганизации учреждения;

После внесенных записей о приеме на работу и об увольнении ставится не гербовая печать, а печать для документов;

Установлено несоответствие записей в трудовых книжках и записей в штатных расписаниях

Статья 66 ТК РФ

Не заполнялся табель учета рабочего времени на внутренних и внешних совместителей.

Нет приказов о приеме на работу внутренних и внешних совместителей, также в приказах не указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, содержание этой работы, объем дополнительно выполняемых работ. Нет письменного согласия работника на выполнение дополнительных работ

Статьи 60.1, 60.2, 151 ТК РФ

Директор муниципального учреждения премировался и выплаты стимулирующего характера устанавливались по его же личным приказам без согласования с вышестоящей организацией (местной администрацией), в ведомственном подчинении которой находилось учреждение.

Не рассчитано соотношение должностного оклада руководителя и средней заработной платы основного персонала возглавляемого им учреждения

Пункт 9 Положения N 583

При повышении в учреждении окладов рассчитанный средний заработок не индексировался

Пункт 16 Положения N 922

В ходе проверок организации и полноты учета, сохранности имущества

На объектах основных средств не обозначены присвоенные инвентарные номера

Пункт 46 Инструкции N 157н

Предметы мягкого инвентаря не маркировались специальным штампом несмываемой краской с указанием наименования учреждения, а при выдаче их в эксплуатацию не производилась дополнительная маркировка с отражением года и месяца их выдачи (либо она частично стиралась). Для маркировки мягкого инвентаря применялся непригодный для этих целей штамп для документов

Пункт 118 Инструкции N 157н

Выявлено неучтенное имущество (сарай, забор, оборудование для детской площадки). Рекомендовано материально ответственным лицам совместно с комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов и бухгалтерией провести необходимую работу для оприходования неучтенного имущества по текущей оценочной стоимости исходя из его функциональной принадлежности и срока полезного использования в соответствии с нормативными документами

Пункт 31 Инструкции N 157н

Выявлено неиспользуемое, технически неисправное и морально устаревшее имущество. Данный факт свидетельствует о том, что в учреждении не осуществлялся должный контроль над состоянием имущества, находящегося в оперативном управлении. В состав основных средств входили не используемые в процессе деятельности учреждения и пришедшие в негодность объекты основных средств, тем самым допущены искажение балансового остатка по счету 0 101 00 000 "Основные средства" и неэффективное использование государственного (муниципального) имущества

Пункты 38, 51 Инструкции N 157н, ст. 296 ГК РФ

Не открывались инвентарные карточки для аналитического учета основных средств, либо такие карточки велись формально (отсутствовали основные качественные и количественные показатели, краткие индивидуальные характеристики объектов (заводские (иные) номера, данные о модели, типе, марке конфигурации объектов, перечень составляющих предметов))

Пункт 54 Инструкции N 157н; требования по оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установленные Приказом N 52н

Оборотные ведомости по объектам учета составлены без итогового количественного выражения

При поступлении единовременно по одной учетной стоимости нескольких единиц хозяйственного инвентаря не применялась инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов

Учет основных средств в инвентарных списках нефинансовых активов не велся

Не оформлялись бухгалтерские справки, служащие причиной и первичным учетным документом для осуществления нестандартных операций или исправления ошибок (оприходования неучтенного имущества, восстановления на баланс ошибочно списанных материальных ценностей и т.д.), с обоснованием для ее составления

Пункт 18 Инструкции N 157н

Аналитические коды Плана счетов бюджетного учета и коды Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) в ряде случаев применялись не в соответствии с требованиями Инструкции N 157н и перечнем группировок (разделов, подклассов) ОКОФ (например, на счете 0 101 04 000 "Машины и оборудование" числились бытовой холодильник (код ОКОФ 16 2930100), бытовые электрические печи (код ОКОФ 16 29301221), кондиционер (код ОКОФ 16 2930274), верстаки (код ОКОФ 16 3615581), которые согласно ОКОФ включены в раздел "Инвентарь производственный и хозяйственный" и следовало учитывать на счете 0 101 06 000 "Производственный и хозяйственный инвентарь"

Пункт 53 Инструкции N 157н

Неправильно применялись аналитические счета по учету материальных запасов (например, на счете 0 105 04 000 "Строительные материалы" учитывались молотки, кисти, лобзики, ножовки, напильники, стамески, наборы инструментов, отвертки, очки защитные, относящиеся к счету 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы")

Пункты 117 - 118 Инструкции N 157н

При списании муниципального имущества заключение о непригодности к дальнейшему использованию оформлено актами технического осмотра, подписанными факсимильной подписью исполнителя, использование которой допускается только при взаимном соглашении сторон и не применяется на документах, имеющих финансовые последствия

Статья 160 ГК РФ

В составе нежилого здания с момента постройки неправомерно числились объекты, являющиеся отдельно стоящими, не обеспечивающие функционирование здания и имеющие разный с ним срок полезного использования (например, прогулочные веранды). Такие объекты должны числиться как самостоятельные инвентарные объекты

Пункты 41, 45 Инструкции N 157н

На забалансовых счетах 25 и 26 не учтено муниципальное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления и переданное другим учреждениям в аренду (помещение буфета) или в безвозмездное пользование (помещения бухгалтерии, клуба, пищеблока с кухонным оборудованием, медицинского кабинета с оборудованием)

Пункты 381, 383 Инструкции N 157н

Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно принимались к учету на забалансовый счет 21 по балансовой стоимости, хотя это не было установлено учетной политикой учреждения

Пункт 373 Инструкции N 157н

Не зарегистрировано право оперативного управления здания.

Не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором располагается нежилое отдельно стоящее здание (гараж)

Статья 131 ГК РФ

В ходе проверок правильности эксплуатации транспортных средств и расходования ГСМ

В путевых листах не заполнялись конкретные маршруты следования автотранспортных средств, а только обозначено "объекты", не указывались пробег, время выезда и возвращения по каждому маршруту. Путевые листы, заполненные с нарушением требований нормативных документов, не позволяют судить об обоснованности произведенного расхода ГСМ

Пункт 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, требования к заполнению путевых листов, установленные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"

Не было назначено лицо, ответственное за техническое состояние автотранспортных средств и обеспечение безопасности дорожного движения.

Не был организован предрейсовый медицинский осмотр водителей персоналом, имеющим соответствующий сертификат, или медицинским учреждением при наличии соответствующей лицензии

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Списание масел и тормозных жидкостей осуществляется без оформления акта о списании материальных запасов

Пункт 25 Инструкции N 162н

Не закреплены формы применяемых в учреждении путевых листов

Пункт 6 Инструкции N 157н

В ходе проверок расчетов с подотчетными лицами

Отсутствие письменных заявлений получателей подотчетных средств с указанием срока, на который выдаются подотчетные средства. Выдача средств под отчет без полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной сумме наличных денег. Отсутствие приказов руководителя на выдачу средств в подотчет. Не определен круг сотрудников, которым должны выдаваться средства в подотчет с заключением договоров о материальной ответственности

Пункты 213, 214 Инструкции N 157н

Записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций по расчетам с подотчетными лицами) осуществляются несвоевременно. Например, в журналах операций по расчетам с подотчетными лицами авансовый отчет не указан, в то же время материальные запасы, расходы на приобретение которых отражены в данном отчете, оприходованы

Пункт 11 Инструкции N 157н

Авансовые отчеты приняты к учету без подтверждающих документов. Приняты к учету авансовые отчеты, не утвержденные руководителем

Пункт 216 Инструкции N 157н

В представленных авансовых отчетах заполнены не все реквизиты (не указываются табельный номер сотрудника и информация об остатке (перерасходе) от предыдущего аванса и остатке (перерасходе) по данному авансовому отчету, не заполняются сведения о внесении остатка, выдаче перерасхода, не всегда заполняется расписка о принятии авансового отчета к проверке).

Есть авансовые отчеты, в которых не указываются должность сотрудника, назначение аванса и не делается бухгалтерская запись проведенной операции.

Документы, приложенные к авансовому отчету, в порядке их записи в отчете подотчетными лицами не нумеруются

Требования к оформлению авансового отчета, установленные Приказом N 52н

В ходе проверок организации и проведения инвентаризации

Не утвержден порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

Пункт 6 Инструкции N 157н

Не проведена инвентаризация перед составлением годовой бюджетной отчетности

Пункт 1.5 Указаний N 49, п. 7 Инструкции N 191н

Акты сверок взаимных расчетов, подтверждающие правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, составлены не со всеми дебиторами и кредиторами. Также является нарушением наличие актов сверок взаимных расчетов, не подтвержденных подписями дебиторов-кредиторов

Пункты 3.44, 3.48 Указаний N 49

В состав инвентаризационной комиссии не был включен бухгалтер. Комиссией не было указано на необходимость принятия мер к списанию неисправного имущества, непригодного к дальнейшей эксплуатации, не был составлен список такого имущества

Пункты 2.3, 3.6 Указаний N 49

В представленном обзоре собраны типовые нарушения, выявляемые специалистами контролирующих органов в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности казенных учреждений, со ссылками на положения действующих нормативных актов. Эти нарушения отражаются в актах, составленных по результатам проверок, а также вынесенных предписаниях. Как правило, учреждениям дается время на устранение выявленных нарушений. В случае игнорирования вынесенных предписаний и непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, проверяющие (в частности, инспекторы Счетной палаты РФ, должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ) вправе составить протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена, в частности:

Ст. 15.1 КоАП РФ: за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (штраф для должностных лиц от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.);

Ст. 15.11 КоАП РФ: за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (штраф для должностных лиц от 2000 до 3000 руб.);

П. 20 ст. 19.5 КоАП РФ: за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля (штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет);

Ст. 19.6 КоАП РФ: за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (штраф для должностных лиц от 4000 до 5000 руб.).

Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности составляется по факту ее проведения. Это самый глубокий из методов финансового контроля организаций. Чаще их практикуют в государственных и бюджетных учреждениях.

ФАЙЛЫ

Подготовка

Обязательно перед составлением программы нужно определиться с периодом, который должна охватить проверка. А также необходимо выделить тему ревизии. Подготовительный этап также включает в себя изучение участниками ревизии необходимой документации. К ней можно отнести:

  • Локальные нормативные акты организации.
  • Законодательные акты конкретного округа (либо иной территориальной единицы), к которому относится компания.
  • Другие нормативные и правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с указанной темой.
  • Статистические данные. Это касается, прежде всего, физических показателей, которые организации могут указывать в своей документации.
  • Отчетную информацию по ведению и регулированию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.

Инициатором может быть как сама организация, так и внешние контролирующие организации. К ним относятся контрольно-счетная палата, налоговая и пр.

Ревизия проводится также по требованию правоохранительных органов. Программа ревизии составляется сотрудником и заверяется руководителем контрольно-ревизионного органа. Составление акта – это обязательный и один из наиболее ответственных этапов во всей программе.

Проведение ревизии должно регулироваться и упоминаться в учетной политике организации. Без этого все предпринимаемые действия не будут считаться законными.

Элементы акта

Документ достаточно длинный. Обычно он располагается на нескольких листах. В нем должно быть подробно прописаны все подлежащие ревизии сферы, в которых подлежит контролю организация.

При составлении акта должны быть отражены:

  • Объект ревизии.
  • Методы осуществления проверки. Какими способами проводилась проверка.
  • Полученный результат, выводы.

Начало документа, как и все его содержание, должно соответствовать в плане присутствующей информации 9-ой статье закона «О бухучете». Она подразумевает, что акт должен содержать:

  • Наименование населенного пункта.
  • Название документа.
  • Номер.
  • Период ревизии.
  • Дату составления документа.

После этой шапки идет тело акта. Оно начинается с констатирующей части документа. Последняя включает в себя:

  • Ссылку на Положение о порядке проведения проверок и ревизий Управления финансов администрации конкретно взятого района. Для каждого документа он будет зависеть от территориального расположения организации.
  • Информацию о ревизоре (фамилия, инициалы, а также номер и дата выдачи удостоверения, которое дает ему право осуществлять этот вид деятельности).
  • Если проверка осуществляется по инициативе контролирующих органов, то здесь же приводятся номер и дата соответствующего распоряжения главы администрации или подобного распорядительного документа.
  • Период, за который проводилась проверка. Обычно это несколько лет.
  • Ссылку на разработанный структурой план контрольно-ревизионной работы.

Отдельно прописывается, когда было начато изучение документации, а когда ревизия завершилась.

  • Общие положения.
  • Сметные значения.
  • Рассматривается оформление смет расходов.
  • Если это бюджетная организация, то рассматривается, насколько расходование предоставленных средств соответствует их целевому назначению.
  • Проверка расчетов организации с дебиторами и кредиторами.
  • Расходование средств на заработную плату сотрудников.
  • Банковские операции.
  • При наличии – кассовые операции. Сюда же входят операции с кассовыми аппаратами, имеющейся денежной наличностью и пр.
  • Расчеты с подотчетными лицами.
  • Оформление расходования средств на содержание служебного транспорта.
  • Операции с основными средствами и товарно-материальными ценностями организации.
  • Состояние бухгалтерского учета.

В конце каждого из пунктов делается запись о том, выявлены нарушения или нет.

Общие положения

К общим положениям акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся:

  • перечисление полномочий компании;
  • статус организации (юридическое лицо);
  • на основании чего она осуществляет свою деятельность;
  • какими законодательными актами руководствуется;
  • какие реквизиты значатся на ее документации;
  • код причины постановки на учет организации;
  • когда проводилась предыдущая ревизия финансово-хозяйственной деятельности;
  • кто наделен правом первой, второй подписи.

Эта часть на усмотрение ревизиониста может содержать и другие принципиально важные моменты. Например, если это бюджетное учреждение, то в этой части документа обязательна будет ссылка на то, за счет чьих средств осуществляется финансирование учреждения.

Смета расходов

Отчет по сметам располагают по каждому из отчетных периодов отдельно. В прилагаемом образце это сделано по годам. Рассматривается, кем утвержден бюджет, как, кем и в какой период устанавливалась смета расходов. Упоминаются вносимые в нее изменения.

Характерные черты акта

Все остальные пункты акта раскрывают соответствующие им сферы финансово-хозяйственной жизни организации. Принципиально важной чертой этого документа является перечисление конкретных цифровых данных по пунктам. Информация подается структурировано.

Также документ пестрит ссылками на нормы существующего законодательства. Это неудивительно, так как проводящий ревизию специалист должен, прежде всего, знать, каким документам должна соответствовать деятельность организации. Это ему необходимо для того, чтобы сделать выводы относительно того, имеются ли нарушения. И если есть, то в какой области и почему.

В целом можно сказать, что акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации является главным отражением ее результатов. Без него процесс потерял бы смысл.