Толерантность биологический термин. Размышления о слове толерантность

Толерантность - что это такое? Что за этим понятием скрывается сегодня, когда оно так часто используется в современной риторике? Зачастую оно связывается с построением мультикультурных обществ и связанными с этим этнополитическими проблемами. Не преуменьшая значения подобных вопросов, следует также отметить, что данное понятие охватывает более широкий спектр значений.

Биологическая толерантность - что это такое?

Изначально этот термин использовался именно биологами, которые употребляли его, обозначая соответствующие свойства живых организмов. Переводя слово «tolerate» с латинского языка, мы получим буквально «терпение» и «привыкание». То есть так называется способность иммунной системы к приспособлению к антигенам. Иммунно-толерантный организм по каким-либо причинам не производит антитела для противодействия попавшим в его организм антигенам.

И следует отметить, развитие толерантности в этой области далеко не всегда негативно. Чаще даже наоборот, организм не воспроизводит антитела как раз в силу отсутствия необходимости в таковых. Например, развитие плода в материнском организме никогда не вызовет в ее организме отторжения. Это тоже толерантность, и она в данном случае является принципиально важной жизненной необходимостью. Используют и ученые-экологи Толерантность - что это такое для них? А вданном случае подразумевается способность организмов к восприятию и выживанию в весьма широком спектре условий климата. Тоже весьма важная и полезная характеристика организма, не правда ли?

Социальная толерантность - что это такое?

И в этом смысле понятие используется в весьма разных плоскостях. Оно может применяться по отношению к инвалидам, женщинам, сексуальным меньшинствам. В любом случае к каким-либо социальным категориям. Вместе с тем толерантность, значение которой чаще всего связывается с межнациональными проблемами, имеет ярко негативную окраску. Современные ультраправые в других государствах и в российских условиях приложили большие усилия, чтобы превратить толерантность в ругательное понятие, пытаясь выставить любой аргумент в ее защиту посмешищем. И все же необходимо помнить, что терпимость к представителям иной культуры, расы является основой нормального и длительного функционирования любого человеческого общества.

И она вовсе не предполагает какую-то автоматическую покорность неподобающим действиям, например, со стороны нацменьшинств. Часто так происходит, что мигранты, которые были воспитаны в совершенно другой системе общественных отношений и ценностей, пытаются перенести ее и в новые для себя страны. Однако толерантность никак не может быть распространена на акты, которые откровенно противоречат местным нормам. Они вовсе не должны подлежать терпению или смирению. Подобные проблемы необходимо решать никак не закрытием границ - глобализация все равно прогрессивное явление, которое едва ли можно остановить. Проблемы могут быть достаточно эффективно решены лишь посредством образования этих народов и подтягиванием их социально-экономического и культурного развития до уровня передовых обществ планеты.

Татьяна А. Романова, кбн, доцент; Масато Такеучи, MD, PhD

1. Толерантность в биологии

В то время как в социологии и психологии толерантность определяется как терпимость умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования , термин «толерантность» в биологических и медцинских науках подразумевает невосприимчивость, устойчивость к воздействию фактора путем развития состояния отсутствия реакции даже на увеличивающуюся силу и частоту воздействия фактора. Иными словами, в биологии имеет место скорее нереагирование, индиферентность, нежели терпимость как терпение, то есть, контролирование имеющей место, даже в слабом проявлении, нетерпимости.

Иной, но менее эффективный механизм устойчитовсти к дейстию внешних факторов – резистентность, что означает: сопротивляемость, то есть активную реакцию организма. Низкая эффективность данного метода подразумевет быстрое истощение биологических ресурсов в случае длительного действия агрессивного внешнего фактора и далее - гибель.

Таким образом, эволюционно сформировались два способа поддержания жизнеспособности: резистентность – активная сопротивляемость с затратами энергии и толерантность – пассивная невосприимчивость, индиферентность. Важно заметить, что оба этих механизма оправданы как наиболее эффективные в противоположных ситуациях: резистентность – в случае сильного, но кратковременного воздействия фактора; толерантность – в случае слабого, но длительного воздействия. Более того, наличие обоих механизмов обеспечило выживание и эволюционное развитие систем на разных уровнх биологической иерархии: от субклеточного (внутри клетки) до биосферного (в масштабах планеты).

Обсуждая толерантность, как позитивно направленое поведение или отношение, нет необходимости углубляться в субклеточные механизмы в то время как блестящим примером того служит важнейший орган репродуктивной системы – матка или в ее более поэичном названии, материнское лоно.

2. Материнское лоно как уникально толерантный орган

Каждый живой организм без исключения снабжен рядом систем органов, работа которых направлена на поддержание жизнеспособности собственного организма. Репродуктивная система – исключение, она существует для формирования другого живого организма. Более того, лишь особи женского пола наделены такой уникальной возможностью: передавать наследственную информацию от предыдущих поколений к последующим и взращивать новую жизнь внутри свовго тела.

Невозможно ожидать иного способа выполнения этой роли кроме поддержки и взаимной кооперации. Никакого вида строгие ограничения и рамки не способны обеспечить благоприятные условия для развития нового организма. Прежде всего материнское лоно лишино стандартного иммунитета на чужеродное - это так называемая иммунологическая толерантность беременности, когда плод, даже абсолютно генетически иной, как в случае суррогатного материнства, не отторгается, а принимается и взращивается. Имеет место и механически проявляемое «уважение» к нуждам и потребностям растущего внутри организма. Так если подвижность плода возрастает, в ответ на это увеличивается и внутренний объем матки, давая больше пространственной свободы плоду. В то время как при ухудшении самочувствия плода, матка наоборот уменьшается во внутреннем объеме, тем самым «обнимая» плод. Такое взаимодействия смело можно охарактеризовать как умеренное принятие потребностей и нужд другого организма, поддержку нового и непривычного поведения, без наложения строгих органичений. Это, пожалуй, один из наилучших примеров взаимного уважения и кооперации двух, абсолютно разных организмов:

1) плода, даже в таком совершенно неестественном случае, как суррогатное материнство, когда в матку одной женской особи исскуственным путем внесен эмбрион от других родителей, и

2) материнского лона женского организма .

Иными словами, материнское лоно дает необходимую заботу, «понимание», подержку развивающемуся организму который, в свою очередь, также наделен биологической способность не нарущать жизненные функции материнского организма, который принял и взращивает его. Может ли этот базовый биологический феномен сосуществования через принятие различий быть перенесен на уровень социума? Эта концепция, соединяющая биологию и общество получила название Концепция сознания материнского лона (Womb Conscious ).

3. Материнское лоно и Земля в ряде традиционных верований и учений

Сам факт уникальности и обожествления материнского лона имеет глубокие исторические корни. Если западным религиозным учениям свойственно уважение и поклонение Святому Отцу, то в ряде религий это место отведено Матери Земле . Еще на заре цивилизаций у древних японцев в верованиях Синто (Shinto ) и амерканских индейцев с их традиционым шаманизмом уделялось больше внимание самому факту рождения и перерождения. Уже тогда, в мировозрении целостности мироздания и круговорта рождений и смертей, люди видели аналогию между матерью, рождающей новое живое существо и Матерью Землей, «рождающей» всех и затем принимающей обратно для нового перерождения после смерти. Для традиционной религии японцев – Синто, взаимодествие человека, общества, природы, космоса есть бызовое понятие. Земля населена множеством божеств, сама является божеством и люди, как живые, так и покинувшие этот мир, также отнесены к божествам. Такое, часто подсознательное, понимание связи природы и общества как единого целого присуще и современным японцам. Нельзя не упомянуть и учение Дао, где вся Вселенная рассмтаривается как единое материнское лоно, что и есть Дао, а мир, рожденный из хаоса, сохряняет связь со своей матерью – Дао, как новорожденный младенец с кормящей . Даосы уделяют много внимания своеобразной эмбриологии, учению о ступенях созревания плода, ибо эти ступени являются образом ступеней мировой эволюции из утробы-дао и аналогией процесса созревания "бессмертного зародыша". Плод человека в материнском лоне оформляется за 10 месяцев и только тогда рождается. Аналогично и духовному зародышу для созревания необходимо 10 месяцев. Дух обретает полноту и тогда выходит – рождается .

Таким образом, сама Концепция сознания материнского лона не является неким нео-подходом, а несет в своей основе глубокие исторические и духовные корни, лишь выводя на поверхность связь природы и социума, как единого целого.

4. Концепция сознания материнского лона как метод формирования толерантности

В основу Концепции сознания материнского лона заложены базовые составляющие положительного, в отличие от нейтрального или отрицательного, отношения к другому (отличному): принятие, доброта (доброжелательность) и поддержка (помощь).

Принятие

Материнское лоно способно принимать чужеродный биологический материал, как то мужские половые клетки и эбрион, независимо от того родственный ли он организму матери или чужеродный. И лишь в случае полной нежизнеспособности нового организма он будет отторжен и изгнан. Ни генетическое отличие, ни раса или национальность родителей не играют роли в данном процессе: материал будет принят и окружен условиями для благоприятного развития. Это лучший пример того, что есть принятие другого (иного). Здесь имеет смысл акценторовать внимание на двух понятиях: «принятие» и «отличия» которые неким образом сочетаются в способности матки поддерживать развитие нового организма. Как работает этот подход? Прежде всего матка «распознает» эти отличия и затем принимает их.

В попытке адаптировать этот подход для социума, Концепцией сознания материнского лона предложены несколько ключеных стадий в иерархическом порядке, которые должны помочь отдельно взятому члену социума элиминировать предвзятое отношение как к отличиям других, так и к собственным:

1. Отличия существуют;

2. Все индивидумы или объекты имеют отличия;

3. Каждое отличие делает индивидума или объект уникальным;

4. Примите эти уникальные отличия ;

5. Если все имеют уникальные отличия, то и вы уникалны;

6. Мы все равны поскольку каждый из нас наделен уникальными отличиями;

7. Примите собственные уникальные отличия;

8. Оставайтесь собой !

Принятие себя таким как есть через принятие уникальных отличий других – это один из принципов Концепции сознания материнского лона.

Доброжелательность и поддержка

Зарождение новой жизни в материнском лоне сопряжено с одновременным началом взаимополезных изменений, результатом которых является выработка подхода сосуществования и принятия природных особенностей каждой из сторон. Из этого простого примера видно, что лишь взаимоуважение и кооперация это единственный путь сосоуществования различного, прогрессивного развития новой жизни. Данный биологический принцип теоретически может быть экстраполирован и на социальный уровень.

Формирование изначально положительного отношение, доброжелательность и поддержка других, отличных от самого себя – это второй принцип Конценпии сознания материнского лона.

Таким образом, Концепцию сознания материнского лона можно описать как: здоровое, в физическом и социальном плане, существование индивидумов, основанное на принятии самих себя, уважении к другим, отличным от себя, а также на доброжелательности и поддержке не взирая на различия и преодолевая предвзятое отношение .

5. Критика Концепции сознания материнского лона как способа формирования толерантности в социуме

Казалось бы отчего столь естественная биологическая модель, которая также имеет связь и с историческими религиозными и философскими представлениями о базовости связи материнского лона, Земли и космоса в целом, звучит, на первый взгляд, столь утопически? Отчего человеку и обществу не свойственно принимать и поддерживать, а более «естественно» (в понятии: общепринято) находить различия, маркировать по ним отрицательно и выклассифицировать в «других» и «чужих»?

Весьма подробно причины противостояния «Мы» и «Они» разобраны в работе «Искусство счастья в сложном мире» авторами которой являются духовный лидер Далай Лама и известных псхиатр Ховард Катлер (Howard C . Cutler ). Не смотря на постулирование Далай Ламой принципа: «Мы все одинаковые», в работе, тем не менее, отмечается, что различия существуют и они не настолько поверхностны как может казаться. В основе всего лежит исторически сформировавшаяся потребность в социальной катеоргизации на расоые, этнические, половые группы. Корни этой категоризации уходят в ранний период эволюции человеческого мозга, когда быстрота распознавания своих и чужих являлась ключевым моментом выживания и продолжения рода. Некоторые исследователи называют этот уровень развития могза – мозг катастров, поскольку основной задачей на тот период было распознавание непривычного, неестественного, опасного, в то время как идентификация положительного не имела значения. Именно в тот период сформировалась специфическая часть мозга, что и по настоящий момент отвечает за категоризацию на «своих», то есть похожих и привычных и «чужих» - отличных, а следовательно, возможных врагов. По какой причине этот древний способ восприятия и анализа по-прежнему используется нашим мозгом? Массивный объем информации, поступающий каждую секунду проще анализировать кластерно, то есть выделив поверхностные характеристики и отнеся к уже созданной в сознании группе с похожими признаками. Это и есть социальная категорицазия: предвзятость, основанная даже не на априори негативном отношении, а на желании упорядочить и далее оперировать в знакомых терминах и с известными образами. Логично, что все новое, отличное от себя и своих, будет занесено в группу «другой, чужой, возможный враг». Важно отметить, что такая категоризация происходит при помощи очень древней части мозга и в тот момент, когда позднее развитая логическая часть вступает в активную стадию обработки информации, последняя уже маркировала субъект как «другой, чужой», то есть отрицательно .

Возвращаясь к Концепции сознания материнского лона стои отметить, что выполняя задачу полового размножения для создания и продолжения биологического разнообразия маткой, наоборот, «выработан» механизм толерантности к генетически отличому. В то же время, иммунная система всего организма выполняет ту же фукнцию что и древний отдел головного мозга: распознавание чужеродного с целью защиты. Матка, эволюционно, «избавилась» от такого механизма, что обеспечивает развитие плода до состояния организма.

Сейчас мы подошли к ключевому моменту: формирование толерантности обречено на успех лишь в том случае, если индивидум заинтересован в этом. Как в случае с материнским лоном, которое, эволюционно сформировало толерантность, «будучи заинтересованным» в этом. Мотивировать людей относится толерантно представляется наиболее сложной задачей. Лишь понимание того, что каждый человек уникален и это заслуживает уважения, различия не есть признак отрицательного, а определение индивидуальности, может стать началом отказа от предвзятости по отношению к отличному. Образование, персональное общение и принятие различий как интересных особенностей индивидума – один из реальных путей развития толерантности, именно так происходит в случае материнского лона и нового организма (физический контакт, элиминирования иммунного ответа, формирование нового общего «коопетаривного» органа - плаценты).

Обсудив критечески возможность развития толерантного отношения по примеру сознания материнского лона, мы, тем не менее, продолжаем развивать данную коцепцию, связывая во едино природу, общество и отдельно взятого индивидума.

Литература

1. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Статья «Толерантность» // Энциклопедия социологии, 2003.

2. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.

3. Womb Conscious: Why a Womb?

4. Shinto: Meditations for revering the Earth. // Stuart D. B. Picken, Stone Bridge Press, Berkeley, California, 2002, 126 p.

5. Игнатьев И.П. Учение о человеке и проблемы нравственности в раннем даосизме // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982.

6. У Чун-сюй. Тяньсянь чжэн ли чжилунь цзэнчжу (Прямые рассуждения об истинном принципе небесных бессмертных с комментариями). Тайбэй, 1965.

7. Е.А.Тоpчинов, Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния, СПб.: Центp "Петеpбyргское Востоковедение" 1998, http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm

8. Tatiana A. Romanova, and Masato Takeuchi, Womb Conscious ©

9. The Art of Happiness in a Troubled World. // His Holiness the Dalai Lama and Howard C. Cutler, Hodder and Stoughton Ltd., 2009, 338 p.

Материал доложен на :
Второй Международной научно-практической конференции «Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие в условиях глобализации: на пути к формированию гражданской идентичности», 17 -19 ноября, Казань, Россия.

О толерантности. Мнение инета...

Толерантность произошла от фамилии французского министра иностранных дел Толейрана который благодаря своему гибкого уму и эффективной дипломатии оставался на посту при Бурбонах до Наполеона, при Наполеоне, после Наполеона. Был очень знаменит и популярен. Из политики это слово попало в психологию, социологию и всю медицину.

Слово "толерантность" не имеет никакого отношения ни к социологии, ни к философии, ни к обществу. Термин это сугубо медицинский и обозначает степень безразличия организма или его какой-то системы к тому или иному вредоносному фактору, инфекции, яду.
*
Иммунологическая толерантность. - Состояние иммунной системы организма, при котором отсутствует иммунный ответ на антиген (в норме такой ответ вызывающий) или имеет место его резкая ослабленность. На практике это означает, что то или иное заболевание не вызывает в организме надлежащего отклика и не подлежит излечению ввиду потери к нему иммунитета. Наивысшей формой толерантности является СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, при котором организм может погибнуть от незначительной инфекции
*
Толерантность в наркологии - привыкание к наркотикам, алкоголю.
*
Толерантность - словечко сегодня весьма расхожее, происходит оно от латинского tolerantia - терпение. Словари раскрывают данное понятие как "терпимость человека к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям". Речь, таким образом, идёт не о взаимной терпимости между людьми, а о терпимости человека к чужому как таковому, к чужому вообще! Никакой ответной терпимости со стороны этого самого чужого по отношению к людям не требуется и заведомо не предполагается. Таков закон современного социума, удивляться не приходится.

Зато в биологии всё чётко: толерантность - это снижение порога либо полная потеря сопротивляемости организма по отношению к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Значит, толерантность - это беда. Если с ней не бороться, ослабленный организм погибнет или, как вариант, с ним произойдёт мутация, которая в дальнейшем позволит организму восстановить утраченную резистентность ценой необратимых генетических изменений. А ещё бывает, что толерантность вызывают искусственно, к примеру, когда хотят избежать отторжения донорских органов при их пересадке пациенту. Не обязательно человеку, кстати. Да и органы тоже могут использоваться не человеческие, а какие-нибудь ещё...

Толерантность поражает волю человека и разъедает его душу. С гниющей безвольной душой человек очень быстро превращается в биологическую машину, в голема, в послушную игрушку в чужих руках (руках ли?) "американцев", которые любой ценой стремятся превратить наш мир в один глобальный дом толерантности, чтобы хозяйничать в нём до скончания века.

Дом толерантности - каково звучит! В словесах этих слышится нечто торжественное. Нечто из области общечеловеческих ценностей и основополагающих демократических институтов современного общества. Не так ли?

Выражение "дом толерантности" в общественный лексикон ввели французы в начале XIX века, а затем калькой с французского la maison de tolerance это понятие вошло и в русский язык, став "домом терпимости", с очевидным акцентом на обязанности публичных девок терпеть в силу профессии любые выкрутасы своих клиентов. Французы, правда, акцент ставили иначе: называя публичные дома домами толерантности, они тем самым хотели подчеркнуть, что проституцию они осуждают, но терпят у себя дома, во Франции, потому, что проституция не запрещена законом.

Вот так благодаря законопослушным французам публичный дом сделался символом толерантности. Или, наоборот, толерантность сделалась символом публичного дома. И это совсем не случайно, поскольку имеется чёткая аналогия: мужчина приходит в публичный дом, чтобы законно обладать чужой женщиной; чужие "американцы" приходят в наш дом, чтобы законно обладать нами.

* Толерантность в социологии (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
* Экологическая пластичность — способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них (экол.) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
* Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.
* Толерантность к лекарствам, наркотикам и психоактивным веществам — снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта . Также различают обратную толерантность — особое состояние при котором требуется меньшая доза для достижения заданного эффекта, и кросстолерантность — когда приём одного вещества повышает толерантность к приёму других веществ (как правило из той же группы или класса) . Тахифилаксией называют быстрое (буквально после первого использования) развитие толерантности к приёму лекарственного вещества.
* Толерантность — математическая модель для выражения представлений о сходстве (похожести, близости) .

Если вкратце, то терпимость к другим. А общий смысл в принятии одного человека ценностей других людей, то есть в отсутствие осуждения и дискриминации в вопросах вероисповедания, национальности, мировоззрения, привычек и т. п.

По-простому - пофигизм. это когда тебе пофигу, какой человек веры, расы, национальности, сексуальной ориентации, сферы занятости. а также пофигу что человек ест, пьет, где и с кем живет. лишь бы тебя самого это не касалось.

Это путь в пропасть.

В медицине это привыкаемость к препаратам, в социологии тупая терпимость, то есть безразличие к окружающему.

Толерантность - это когда чебурек выхватил у девушки сумку, а ты не можешь ему за это дать в ухо, ибо нужно следовать закону, нужно быть толерантным.

Это когда одним внушается что нужно быть терпилой, а вторым в это время можно резать первых.

Это попытка подмены русского слова нерусским, tolerance в переводе с английского означает "терпение"
поэтому толерантность это слово урод произошедщий от слова терпимость.

Это педерастия...

Кроме социального обоснования имеется биологическое подтверждение важной роли толерантности в жизни человеческого организма. Биологической предпосылкой возникновения толерантности, на мой взгляд, является гомеостаз. Гомеостаз (от греч. homeo - одинаковый и stasis - состояние, статус) в физиологии - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма по отношению к внешним воздействиям. Гомеостаз - результат сложных координационных и регуляторных взаимоотношений, осуществляемых как в целостном организме, так и на органном, клеточном, молекулярном уровнях. Благодаря приспособительным (адаптационным) механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий. Толерантность также обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям - она появляется как следствие адаптивности и резистентности организма по отношению к стрессорам. Под действием стрессоров адаптивность начинает возрастать, и с нею вместе растет толерантность. В совокупности с гомеостазом и физиологической адаптивностью толерантность направлена на сохранение относительного постоянства внутренней среды.

Но толерантность скорее направлена на защиту организма от воздействий социальной среды, нежели воздействий, имеющих химическую, физическую или чисто биологическую природу. В реализации адаптивности, а значит, и толерантности, большое значение имеет реактивность организма, т.е. ответные реакции на различные воздействия, которые называются общим адаптационным синдромом (собственно стрессом), и повышение толерантного фона. Толерантность связана с одним из важнейших принципов развития биологических систем - их надежностью. Существуют врожденные механизмы толерантности (генетические, морфологические, физиологические) и приобретенные в онтогенезе (морфологические, функциональные и поведенческие). Развитие стрессовых реакций многостадийно: последовательно сменяют друг друга фаза тревоги, фаза резистентности и фаза истощения. Вторая стадия стресса - фаза резистентности - наиболее связана с явлениями толерантности. Приобретаемая организмом устойчивость (резистентность) обеспечивает переносимость стрессора повышенной силы, т.е. возникает толерантное состояние к его воздействию и наступает приспособление (организм адаптируется).

Таким образом, толерантность, с одной стороны, проявляется как генетически зависимая способность организма быть устойчивым к стрессору, с другой - как основа адаптивности. Человек способен снизить воздействие на него чрезмерных факторов, тем самым повысив собственную к ним толерантность. Это, с точки зрения биологических механизмов, - пассивное снижение агрессивности влияния среды за счет адаптационных возможностей организма. Но возможен путь и биологически активного повышения резистентности, т.е. толерантности к воздействию факторов окружающей среды. При этом как раз включаются стрессовые механизмы. И они будут эффективны до тех пор, пока генетически определенная норма реакции или адаптивная норма не будут сломлены чрезмерной силой воздействующего стрессора. Возможности развития всех структур и функций человеческого организма обусловлены генетически. Потомству от родителей могут передаваться предпосылки общего состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности, темперамента, характера и поведенческих навыков (привычки). Эти же механизмы обеспечивают способность организма к поддержанию динамического структурно-функционального равновесия, являющегося основой повышенной жизнеспособности. Таким образом, толерантность - поведенческое выражение генетически предопределенной соответствующей возрасту структурно-функциональной адаптации. Ее сила и стойкость зависят от генотипа человека. У ребенка, чьи родители были устойчивы к воздействию внешних факторов, географически отдалены (вышли из генетически разобщенных популяций), толерантность будет более высокой по сравнению с ребенком, чьи родители были слабо психологически защищены от аналогичных раздражителей.

Набор генов уникален для каждого человека, поэтому все люди различаются по устойчивости к раздражителям, к агрессорам, т.е. различаются адаптивно и по критериям толерантности. Нет одинаково воспринимающих ситуации и одинаково защищающихся людей. Нельзя говорить о постоянном уровне толерантности в какой-либо генетически связанной группе. С течением времени в изменяющихся условиях толерантность может понижаться или повышаться в зависимости от интенсивности воздействия внешних раздражителей. Можно сказать, что толерантность обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Толерантность, возможно, обеспечивает и нормальное развитие следующего поколения. Известно, что снижение иммунорезистентности, геморрагии слизистой пищеварительного тракта и гипертрофия надпочечников - наиболее частые последствия стресса, и не исключено, что они могут повлиять на генетический аппарат репродуктивной системы человека. В то же время человек, устойчивый к стрессовому воздействию, избегает его, сохраняя тем самым основные жизненно важные функции организма.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

(от лат. tolerantia - терпение) иммунологическая, отсутствие или ослабление иммунологич. ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам. Термин введён в 1953 П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма. Благодаря Т. к собственным антигенам иммунная система здорового организма не образует антител, к-рые могли бы повредить клетки и ткани организма. Физиол. состояние Т. к аллоантигенам плода, по-видимому, возникает при беременности. Физиол. взаимная Т. к групповым антигенам крови может возникнуть также у разнояйцевых близнецов в результате внутриутробного обмена кроветворными клетками. Т. к бактериальным и вирусным антигенам наблюдается при скрытых, или латентных, инфекциях. При пересадках органов и тканей судьба трансплантата определяется тем, насколько полной и длительной будет искусственно создаваемая у реципиента Т. к антигенам гистосовместимости донора. Полное устранение или подавление жизнедеятельности определ. клона иммуно-компетентных клеток приводит к необратимой Т., к-рая особенно легко возникает, если ввести избыток антигенов в период незрелости иммунной системы (во время внутриутробного развития или в первые сутки после рождения). У взрослых особей можно создать Т. при общем подавлении иммунокомпетентных клеток ионизирующим облучением или иммуно-депрессантами. В то же время, если вводить в организм малые дозы растворимых (мономерных) дезагрегированных антигенов, можно вызвать обратимую Т. Молекулы таких антигенов, по-видимому, соединяются с встроенными в мембрану лимфоцитов молекулами иммуноглобулинов (с «распознающими рецепторами») и блокируют их. Обратимую Т. вызывают также комплексы антиген - антитело. Существуют особые Т-лимфоциты («супрессоры»), к-рые активно сдерживают иммунный ответ других Т - и В-лимфоцитов, а также фагоцитов. Имеется форма Т., при к-рой образование антител осуществляется нормально, однако все без остатка антитела связываются антигеном, сохраняющимся в тканях. Т. можно вызвать также, вводя избыток антител, к-рые либо «перехватывают» молекулы антигена на их пути к распознающим лимфоцитам, либо экранируют антиген от иммунокомпетентных клеток. Т. также называют способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" в других словарях:

    - (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… … Википедия

    толерантность - Фармакологическая толерантность появляется, когда повторное введение данного количества вещества вызывает сниженный эффект или когда для получения эффекта, ранее достигаемого меньшей дозой, требуется последовательное повышение количества… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих … Философская энциклопедия

    - (англ., фр. tolerance терпимость от лат. tolerantia терпение) терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоиндетификации следует отнести к… … Политология. Словарь.

    - (ново лат. с русск. окончанием, от лат. tolerantia терпимость). Веротерпимость, т. е. допущение государством, кроме господствующей церкви, отправления веры и богослужений других исповеданий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. tolerantia терпение), 1) в экологии выносливость вида по отношению к колебаниям какого либо экологический фактора. Диапазон между экологическим минимумом и максимумом фактора составляет предел толерантности. Толерантные организмы это… … Экологический словарь

    Либерализм, терпение, мягкость, терпимость, либеральность, невзыскательность, нетребовательность, снисходительность, снисхождение Словарь русских синонимов. толерантность см. снисходительность Слова … Словарь синонимов

    толерантность - и, ж. tolérant adj. 1. устар. Терпимое, снисходительное отношение к кому, чему л. БАС 1. Терпимость вообще и особенно относительно религиозных мнений, короче веротерпимость. Павленков 1911. Хотя Костин и не во всем соглашался с ним, однако ж… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ - в применении к изучению обмена веществ предел ассимиляции питательных веществ. Т. определяется максимальным количеством введенного в организм вещества, к рое может быть усвоено организмом без клинически уловимых пат. явлений. Так напр.… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от лат. tolerantia терпение) ..1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Толерантность. Опыт Российской Федерации и Султаната Оман , . Вашему вниманию предлагается сборник материалов по такой важнейшей и актуальнейшей теме, как толерантность в международной политике и взаимоотношениях людей, традиций, культур и конфессий.…