Урок русского языка «Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. Обособленные обстоятельства Деепричастие отделяется запятой

4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4.6. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Наиболее распространенным случаем обособления обстоятельств являются одиночные деепричастия, сохраняющие свое глагольное значение, и деепричастные обороты, о которых мы и поговорим в этой лекции.

Деепричастием называется особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? , что сделав? , как? , когда? , почему? и др. В составе деепричастий вычленяются суффиксы /, -вши // -ши , по которым деепричастия легко узнать в тексте.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Правило обособления деепричастных оборотов очень просто: они всегда выделяются запятыми с двух сторон, независимо от их места расположения по отношению к глаголу-сказуемому, например:

Вертикальное окно вверху, журавлем взмывая к гребню крыши , отбрасывало на пол косой прямоугольник солнца (Д. Рубина. Окна).

В этом предложении деепричастный оборот журавлем взмывая к гребню крыши стоит перед сказуемым отбрасывало . Деепричастие содержит суффикс .

В следующем предложении деепричастие облокотившись стоит после глагола-сказуемого и содержит в своем составе суффикс -вши :

Он стоял, облокотившись на перила , и смотрел, как внизу, во дворе, Славик моет новые «Жигули» (Д. Рубина. Собака).

Союз, деепричастный оборот, ...

Деепричастный оборот, находящийся после союза или союзного слова, отделяется от него запятой. Союзы в состав деепричастного оборота не включаются, например:

Мне хочется представить себе лицо этой женщины, когда, вернувшись в комнату , она привычно протягивает к полке руку и не находит там кулона… (Д. Рубина. На солнечной стороне улицы).

Если убрать деепричастный оборот, то станет ясно, что союз когда относится к продолжению этой части когда она привычно протягивает к полке руку : Мне хочется представить себе лицо этой женщины, когда она привычно протягивает к полке руку и не находит там кулона…

Приведем еще один подобный пример:

Я понятия не имел, что теперь делать, поскольку, отпустив свою новую знакомую , я тем самым немедленно выставлял ее на посмешище (А. Геласимов. Рахиль).


... А, деепричастный оборот, ...

..., А деепричастный оборот, ...

Исключение из этого правила составляет союз а : после него может ставиться запятая в зависимости от контекста. Если деепричастный оборот можно опустить без ущерба для грамматической структуры предложения, запятая ставится, например:

Однако пионер не спешил её покинуть , а, задрав голову , стоял и глядел на купола и высокие своды, на внутреннюю лестницу и комнатки с полукруглыми стенами (А. Варламов. Купавна).

Если убрать деепричастный оборот, союз а сохранится, ср.: Однако пионер не спешил её покинуть , а стоял и глядел на купола... Союз а в данном случае является частью противительного союза не... а не спешил, а стоял и глядел .

Если союз а включается в деепричастный оборот, то запятая после него не ставится. Сравним:

Войдя в больничный парк, я вдруг немного опомнился, а опомнившись, растерялся (В. Белоусова. Второй выстрел).

Если убрать деепричастие опомнившись , союз а окажется явно лишним: *Войдя в больничный парк, я вдруг немного опомнился, а растерялся . Это говорит о том, что он входит в состав деепричастного оборота и выделяется вместе с ним.


..., ТОЛЬКО / ЛИШЬ деепричастный оборот, ...

ТОЛЬКО / ЛИШЬ, деепричастный оборот, ...

Если перед деепричастными оборотами находятся ограничительные частицы только , лишь , то чаще всего запятая ставится перед ними, так как они включаются в состав оборота, например:

В дороге он сразу распустился и надевал китель, ТОЛЬКО выходя на станциях , а так ехал в подтяжках поверх сиреневой трикотажной рубашки (обычное, стандартное мужское бельё) (И. Грекова. Хозяева жизни).

Однако в некоторых случаях эти частицы могут принадлежать основной части предложения, например:

Вообще-то он не курил, иногда ЛИШЬ, выпив , но сейчас, чтобы расположить парней к себе, закурить, понял, нужно (Р. Сенчин. Елтышевы);

Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а ТОЛЬКО, вытянув шею, как гусь , старался не проронить ни одного слова (М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Частица только относится к сказуемому: не записывал , а только старался не проронить ни одного слова .

Соответственно, в первую очередь надо учитывать смысловые связи в структуре предложения, чтобы правильно определить, к чему относится такая частица – к деепричастному обороту или к другому члену предложения за его пределами.

..., СЛОВНО / ТОЧНО / БУДТО деепричастный оборот, ...

Сравнительные частицы словно , точно , будто также чаще всего входят в состав деепричастного оборота и выделяются вместе с ним, например:

Но вот Юра осторожно повернулся к двери, СЛОВНО сравнивая степень риска со степенью соблазна (Ф. Искандер. Мой кумир);

Налетел лёгкий ветер и, ТОЧНО сочувствуя ей , зашелестел листьями (А. И. Куприн. Гранатовый браслет).

Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются в следующих случаях.

Во-первых, если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и / или имеет значение образа действия:

Саша старался идти не торопясь (З. Прилепин. Санькя). Как Саша старался идти? – Не торопясь (обстоятельство образа действия).

Не торопясь шли монахини в деревянных сандалиях (С. Довлатов. Иная жизнь).

Во-вторых, запятая не ставится, если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи:

Шёл старец не торопясь и не замедленно , шёл мерным шагом , свойственным людям, привычным к неблизким пешим переходам и неспешным размышлениям (Ю. Давыдов. Синие тюльпаны). Здесь не торопясь – деепричастие, не замедленно – наречие.

В-третьих, запятая не ставится, если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве союзного слово который :

Перед нами стоит задача, не решив которую мы не можем двигаться дальше .

Большое значение для обособления одиночных деепричастий имеет целый ряд факторов: чаще приобретают значение образа действия и не выделяются деепричастия, образованные от глаголов несовершенного вида, сравним: Он говорил морщась ; Он ответил, сморщившись .

Необходимо также учитывать контекст и место расположения деепричастия относительно глагола-сказуемого: одиночное деепричастие чаще обособляется, если оно стоит в начале предложения и между ним и сказуемым есть другие члены предложения, например: Морщась, он продолжал говорить .

Положение одиночного деепричастия непосредственно после сказуемого способствует их восприятию как единого целого, например: Он говорил морщась .

Прибыв, он увидел ужасную картину - миллионы воинов, испепеленных заживо...

Для начала рассмотрим уже предложенные варианты решения.

1) Одиночное деепричастие обособляется, если сохраняет значение действия? А как узнать, что оно его сохраняет?

2) Одиночное деепричастие обособляется, если указывает на время действия, его причину, условие и т. д. (но не на образ действия). Ну не всегда, хотя это и цитата из Розенталя, но тот же Розенталь ниже приводит такие примеры: Она будила сына улыбаясь. Улыбаясь, она разбудила сына. Погрузился в мысли, улыбаясь. Говорил улыбаясь (‘с улыбкой’). Здесь у деепричастия или значение второго действия (обособляется), или значение обстоятельства образа действия (не обособляется), но в обоих случаях оно отвечает на вопрос КАК.

Как же решаются такие задачи? Здесь надо провести грамматический и, что очень важно, структурно-интонационный анализ.

1) Деепричастия и нераспространенные деепричастные обороты не обособляются при наличии следующих признаков:

а) обозначают признак действия и играют роль обстоятельства образа действия в основном сообщении;

б) можно заменить наречием-синонимом ;

в) часто находятся в конце предложения, являясь при этом центром высказывания (на деепричастие падает логическое ударение);

г) обычно (но не всегда) не обособляются деепричастия несовершенного вида.

2) Деепричастия и нераспространенные деепричастные обороты обособляются при наличии следующих признаков:

а) обстоятельство обозначает добавочное действие, а не признак основного действия;

б) является аналогом придаточного предложения, отвечает на соответствующие вопросы;

в) удобная для обособления позиция деепричастия, например между подлежащим и сказуемым или в начале предложения.

Решение

ПрибЫв, он увидел ужасную картИну...

Деепричастие совершенного вида, находится в начале предложения, обозначает второе действие и является аналогом придаточного времени (когда он прибыл) .

С одной стороны, каждый из этих признаков не гарантирует обособление, например: Князь шёл задумавшись (сов. вид). Не торопясь (= неторопливо) я спустился к оврагу (начало предложения). Однако в целом они могут помочь в принятии верного решения.

И вывод. Необособленное деепричастный оборот должен соответствовать наречию по всем показателям : как по семантике, так и по характерной позиции обстоятельства в предложении, в противном случае он обособляется. Поверить правильность принятого решения можно с помощью интонации.

Примечание. Интересно то, что в данном примере деепричастие можно заменить необособленным наречием-детерминантом, отнесенным ко всему предложению: По прибытии он увидел ужасную картину.. . Получается, что самую важную роль здесь играет интонация. Собственно говоря, с нее и можно было начинать анализ, получив таким образом уже готовое решение.

Как многие знают, деепричастный оборот имеет значение добавочного сказуемого, поэтому обособляется, выделяется запятыми. Обычно это не вызывает сложностей у учащихся. Однако есть случаи, когда деепричастный оборот в обособлении не нуждается. Эти случаи мы сейчас и рассмотрим подробнее.

1. Деепричастный оборот (чаще всего это оборот со значением обстоятельства образа действия) обозначает не добавочное действие, а наоборот, будучи тесно связанным со сказуемым, сам становится смысловым центром высказывания. В таком случае его нельзя убрать или переместить без искажения либо потери смысла предложения.

Он стоял чуть вытянув шею, печальный и задумчивый (главное, что он не просто стоял, а стоял чуть вытянув шею).

Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка (смысл в том, как именно она читала, а не в том, что она читала вообще).

Это упражнение делают обязательно сидя на полу (смысл в том, каким именно образом выполняют данное упражнение).

2. Деепричастный оборот является фразеологизмом.

Мальчик спешил сломя голову, чтобы позвать на помощь спасателей.

Печатник трудились не покладая рук.

После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз.

Вот некоторые из таких фразеологизмов: спустя рукава, едва переводя дыхание, кричать не переводя духа, мчаться высунув язык, лежать уставясь в потолок, сидеть затаив дыхание, работать засучив рукава, метаться не помня себя, слушать развесив уши др.

Некоторые деепричастные фразеологические сочетания выступают в роли вводных, тогда они обособляются.

По совести говоря, выполнить упражнение можно было гораздо качественнее.

Судя по всему, можно уже отправляться в путь.

3. Когда перед деепричастным оборотом находится усилительная частица И.

Можно было об это сообщить и не начиная ссориться.

Скромный человек остается скромным и победив сильного врага.

Ты можешь идти домой и не дожидаясь результата экзамена.

4. Если деепричастный оборот разрывается словом , входящим в состав придаточного предложения либо в состав простого предложения. Обычно это касается придаточных определительных предложений с союзным словом который . Также подобные случаи можно найти в некоторых стихотворных текстах.

Налево была дверь, выйдя через которую возможно было попасть в гримерную.

Вчера вышел на экран новый фильм Джима Джармуша, посмотрев который нетрудно понять его творческий рост.

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась… (И. А. Крылов).

Но рабскую верность Шибанов храня, своего отдает воеводе коня (А. К. Толстой).

5. Деепричастие может утрачивать свое глагольное значение , тогда оно не выделяется запятыми. Обычно в таких случаях его можно опустить без ущерба для смысла предложения.

Почтамт находится не доходя площади Восстания.

Вузы принимают абитуриентов по новым правилам начиная с конца прошлого года

К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня (слово начиная можно опустить, структура и смысл предложения не изменятся).

Однако если оборот со словом начиная не связан с понятием времени или служит для уточнения, пояснения, то он обособляется .

Все казалось нам подозрительным, начиная с его интонации

Капитан, начиная с Крымской войны, участвовал во всех военных операциях, кроме японской (слово начиная нельзя опустить, структура и смысл предложения изменятся).

Обороты исходя из и смотря по в большинстве случаев не входят в деепричастную конструкцию и не обособляются.

Задание составлено исходя из ваших пожеланий.

Будем поступать смотря по обстоятельствам.

6. Деепричастный оборот выступает вместе с обычным необособленным обстоятельством и они являются однородными. В этом случае деепричастный оборот не выделяется запятыми.

Мы научим вас решать примеры и задачи с легкостью и не прибегая к справочникам.

Мальчишка побежал быстро и не оглядываясь.

Подпоручик отвечал по-в оенному и не смущаясь.

Однако в данном случае обособление возможно, если автор хочет поставить смысловой акцент или дать попутное объяснение.

Немного виновато и всхлипывая, мать п опрощалась с Алешей.

В темном небе, устало и не сверкая, появились желтенькие капельки звезд (М. Горький).

Как видите, не все просто со знаками препинания при деепричастном обороте, но надеемся, Вам помогли наши объяснения. Если же что-то осталось не совсем понятным, Вы всегда найдете помощь у наших репетиторов!

Удачи Вам и красивого, грамотного, понятного русского языка!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие - это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне )

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.