Влияние санкций на экономическое развитие рф. Влияние санкций на экономику российской федерации

На фоне массовой истерии вокруг ситуации на Украине и спекуляции в отношении сложившейся проблеме редко кто может объективно взглянуть на реальное положение дел.

И, в частности, на единовременное влияние санкций на экономику России.

Вносить неразбериху помогают и сами средства массовой информации, выполняющие социальный заказ. Данное утверждение верно, как в отношении России, так США, Украины и стран Евросоюза. Но это – политика, где каждый хвалит своих и очерняет «врагов». Попробуем отойти в сторону от политических дрязг и посмотреть, исключительно, на влияние санкций на экономику России. В данном материале не будут рассмотрены черные списки политических и прочих деятелей, так как их создание напрямую связано с политическими разборками глав государств.

Ключевые санкции, оказавшие влияние на экономику РФ

  1. Ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам. Последствия санкций для России: рост ставок по кредитам (в частности, на фоне повышения ставки ЦБ РФ с целью снижения скорости падения национальной валюты).
  2. Запрет в отношении ряда российских компаний, связанный с ограничением доступа к финансированию со стороны иностранных банков и ограничения на приобретение их продукции. Например, «Роснефть» и «Газпромнефть». Последствия: поддержка компаний из федерального бюджета, что способствовало ускорению инфляционных процессов и росту цен.
  3. Запрет большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них. Последствия: рост цен на продукцию компаний, функционировавших с привлечением иностранных капиталов. Примерами могут выступать следующие организации: компания «Сириус», концерн «Алмаз-Антей», автомобильные заводы «ГАЗ» И «АвтоВАЗ» и другие.
  4. Отток иностранных капиталов, начавшийся в марте 2014 года и продолжающийся по сей день. Рост налогов (на недвижимость, на добычу полезных ископаемых, акцизы на алкогольную продукцию и табак и так далее), тенденции к повышению пенсионного возраста и т.д. По мнению большинства экспертов-аналитиков, именно отток капиталов из страны стал основной причиной роста инфляции, снижения стоимости рубля и, как следствие, начала финансового кризиса в России.
  5. Ограничения на оборот ценных бумаг российских компаний и приобретение ценных бумаг иностранных компаний юридическими и частными лицами Российской Федерации. Последствия: снижение рейтинга ряда российских компаний на мировом рынке. Однако, важно отметить о повышении стоимости акций российских компаний на отечественных фондовых биржах.

Продовольственное эмбарго

Закономерным ответом на санкции со стороны стран Еврозоны и США стало российское эмбарго, выражающееся в первую очередь в запрете на импорт широкого перечня продовольственной продукции. В связи с этим, рассматривая вопрос о том, как повлияли санкции на экономику России, важно осветить и влияние контрмер. Был ограничен ввоз молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов, морепродуктов и других товаров продовольственной группы.

По предварительным расчетам, объем импорта за год суммарно сократился примерно на 10 млрд. долларов. Однако, учитывая, что страны ЕвроСоюза и США имеют общий показатель мирового ВВП примерно 40%, ответные меры со стороны Российской Федерации на них практически не сказались. В наибольшей степени пострадали Польша, Латвия и Финляндия. Продовольственной эмбарго возымело негативные последствия для экономики Российской Федерации и рядовых потребителей:

  • сложности с импортозамещением в связи с недостаточной развитостью аграрного сектора России. Это привело к росту оптовых и розничных цен на продукты питания, подпавшие под продовольственное эмбарго. Стоит отметить, также снижение качества ряда товаров в связи с уменьшением конкуренции на рынке.
  • Необходимость вложений в аграрный сектор на федеральном и региональном уровне, что также негативным образом сказалось на единовременных экономических показателях по стране.

Итоги: негативные последствия для российской экономической системы

  • Падение цен на нефть и снижение котировок национальной валюты.
  • Необходимость увеличения отчислений из федерального бюджета с целью поддержки отраслей, попавших под санкции.
  • Существенные потери на перспективу для бюджета в связи с расторжением договоров с иностранными компании (демонтаж «Южного потока», отказ «BMW» от строительства завода на территории России и т.д.).
  • Снижение покупательной способности населения при росте цен на большинство товаров (электроника, автомобили, продукты питания и т.д.).

По официальному заявления президента Российской Федерации В. В. Путина, по состоянию на март 2015 года экономика страны потеряла порядка 150 млрд. долларов.

Санкции «Запада» против России вводились в несколько этапов, начиная с марта 2014. Как вы уже знаете, поводом для санкционных мер было вхождение Крыма в состав Российской Федерации, а также поддержка РФ сторонников независимости ДНР и ЛНР в рамках вооруженного конфликта на Донбассе.

1 Причины наложения санкций на РФ

Итак, после оглашения результатов крымского референдума, в марте 2014 года и включения полуострова в состав РФ, Европейский Союз и Америка в отношении России применили пакет санкций, после которого поэтапно добавлялись дополнительные санкционные ограничения, которые коснулись нефтегазовой отрасли, финансового сектора, ОПК и ограничили развитие телекоммуникаций и инфраструктуры Крыма. Персонализированные ограничения распространились на отдельные компании и ряд лиц из РФ. Последнее обновление санкционного списка произошло 12 сентября 2014 года.

2 Основные секторальные санкции

Финансовый сектор:

  • запрет иностранным инвесторам кредитовать 5-ть крупнейших российских банков и осуществлять новую эмиссию их ценных бумаг
  • Крупнейшие банки (около 60% всей кредитно-финансовой системы России) ограничены в привлечении внешних инвестиций
  • ЕБРР и ЕИБ остановили финансирование проектов

Нефтегазовая отрасль:

  • Запрет западным компаниям инвестировать добычу нефти, газа, минералов в РФ
  • Запрет на продажу российским компаниям оборудования и технологий для нефтедобычи
  • Запрет на оказание российским компаниям нефтесервисных работ

Оборонно-промышленный комплекс:

  • Эмбарго на импорт-экспорт оружия, связанных с ним технологий и материалов
  • Запрет на экспорт товаров двойного назначения

Прочие:

  • Персональные санкции против отдельных российских компаний
  • Запрет на инвестиции и поставку оборудования и технологий для инфраструктуры, телекоммуникации и транспортной системы Крыма

3 Персональные санкции - финансовый сектор

  • Санкционный список Евросоюза: ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Внешэкономбанк, РНКБ и Сбербанк России.
  • Санкционный список Соединенных штатов: Сбербанк России, Внешэкономбанк, Банк Москвы, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк.

Что касается финансовой сферы, то санкционные списки ЕС и США практически идентичны и запрещают западным компаниям совершать операции с ценными бумагами перечисленных банков со сроком обращения свыше 30 дней, а также кредитовать перечисленные компании из России, осуществлять расчетно-кассовые операции, оказывать услуги по размещению ценных бумаг и управлению портфельными инвестициями.

В результате, финансовые санкции, введенные против РФ, затронули около 60% активов кредитно-банковской системы РФ, что серьезно ограничило развитие государства.

4 Персональные санкции - нефтегазовая отрасль

  • Санкционный список Евросоюза: Роснефть, Феодосия, Транснефть, Газпром нефть, Новатэк и Черноморнефтегаз
  • Санкционный список Соединенных Штатов: Черноморнефтегаз, Роснефть, Новатэк Транснефть, Газпромнефть, Лукойл, Газпром, и Сургутнефтегаз.

Касаемо нефтегазовой отрасли. Санкции США выстроены таким образом, что американским компаниям установлен запрет предоставлять нефтесервисные услуги, направленные на разработку месторождений, а также на добычу нефти в Арктике, на глубоководье, а также на сланцевых месторождениях. ЕС заблокировал участие компаний из Европы в российских проектах в нефтегазовой отрасли. Более того, компаниям из ЕС и США было запрещено предоставлять РФ технологии, в том числе поставлять оборудование, которое используется для бурения скважин и освоения шельфа.

Российские корпорации Транснефть, Роснефть, Газпромнефть также попали под финансовые санкции. Относительно них введен запрет на получение финансирования на западных финансовых рынках и осуществление операции с новыми обязательствами, срок которых превышает 30 дней (в ЕС) и 90 дней (на территории США).

«Наибольший урон получили совместные проекты российских и западных компаний в нефтегазовой отрасли. Введенные ограничения заставили контрагентов РФ отказаться от «опасного» сотрудничества и понести финансовые потери. Например, срыв совместного проекта Роснефть и Exxon Mobil, касающийся добычи нефти в Ледовитом океане, принес американской компании многомиллионные убытки. Точно также пострадали и поставщики нефтяного оборудования – компании Schlumberger и Baker Hughes»

5 Персональные санкции – оборонно-промышленный комплекс

  • Санкционный список Евросоюза: концерн Калашников, концерн Уралвагонзавод, Технологии машиностроения, Станкоинструмент, ПВОАлмаз-Антей, НПО ВКО, НПО Базальт, Сириус, ОАК, Химкомпозит, Тульский оружейный завод.
  • Санкционный список Соединенных Штатов: концерн ПВОАлмаз-Антей, НПО Машиностроения, завод имени Калинина, концерн Калашников, Ижмаш, Уралвагонзавод НПО Базальт, КБ приборостроения, КРЭТ, Созвездие, Долгопрудненское научно-производственное предприятие, Мытищинский машиностроительный завод.

Перечисленные компании получили запрет на экспорт и импорт оружия, а также продукции «двойного назначения», в том числе высоких технологий, которые используются в гражданской и оборонной промышленности.

Три предприятия из перечисленных выше, также попали под финансовые санкции, а именно получили запрет на финансирование и операции с ценными бумагами на западных финансовых рынках.

6 Ключевые последствия санкций

Ключевыми последствиями санкций являются запреты и ограничения в доступе российским компаниям на финансовые рынки ЕС и США, что вызвало значительное удорожание кредитования для российских компаний и банков, а также ухудшение общего финансового состояния Российской Федерации. В нашей предыдущей статье мы уже описывали последствия, которые наступили в Российской экономике к настоящему моменту.

«Санкции, которые были применены на перечисленные выше компании, отразились также и на тех компаниях, которые не попали под прямые ограничения. Причиной тому является существенное ухудшение доступа на финансовые рынки, а также боязнь иностранных инвесторов иметь дело с «опасными» компаниями»

Ограничения уже сказываются на отдельных технологических проектах (чаще всего на проектах нефтедобычи). А в долгосрочной перспективе «санкционный эффект» может оказаться куда значительней, так как:

  1. Существенно сократилась возможность привлечения дешёвых инвестиций. Для некоторых инфраструктурных компаний это просто критично, а для некоторых смертельно. Ведь государство фактически не способно одновременно оказать помощь и поддержать все пострадавшие компании
  2. Российские компании отрезаны от технологий (свои уже начали разрабатывать, но на это потребуются долгие годы), которые технически невозможно заменить китайскими либо отечественными разработками.
  3. Запрет на ввоз технологий двойного назначения, а также ограничение невоенного высокотехнологичного импорта усилит технологическое отставание РФ от ведущих стран мира.

7 Как санкции отразились на биржевых котировках российских компаний

Насколько сильно отразились санкции «Запада» на ценных бумагах российских компаний? Ответ скрывается в их котировках. Для примера возьмем самых известных эмитентов и проанализируем котировки их активов:

Котировки ценных бумаг Сбербанка России

Котировки ценных бумаг Газпромнефть

Не сомневайтесь, рынок восстановит справедливую цену указанных активов и придет время, когда ценные бумаги «санкционных» компаний вернутся на предсанкционные уровни. Но для этого потребуется определенное время. Впрочем, именно сейчас, когда они находятся на таких низких уровнях, как раз и время присмотреться к их приобретению. Ведь Сбербанк России, Газпромнефть, а также множество других компаний, которые попали в санкционные списки – это компании, которые имеют для РФ стратегическое значение, а значит, в необозримом будущем будут существовать и успешно работать дальше, а их акции всегда будут пользоваться популярностью и спросом.

Программа Экономика на телеканале Крым-24.
США и Великобритания обсуждают введение новых санкций против России. В американском Конгрессе зарегистрирован законопроект, который – в случае принятия – серьёзно ужесточит санкционный режим.

Как экономика России справляется с санкциями и какие ограничения уже были введены, разберём в этом выпуске программы Экономика Плюс.

Санкции против России можно поделить на 6 групп. Первая – это персональные санкции против отдельных лиц. Им запрещено посещать Европу, США, Канаду и Новую Зеландию. Их активы в этих странах, в случае наличия, были заморожены. Например, в санкционном списке находятся спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и вице-премьер Дмитрий Рогозин.




Для экономики России это не сыграло никакой роли, ни положительной, ни отрицательной. После того как начали вводиться персональные санкции, появилась шутка: жизнь надо прожить так, чтобы попасть под санкции США и Евросоюза . Это значит, что ты поступаешь правильно.
Видео программы:

Архив выпусков
Вторая
группа санкций была направлена против отдельных компаний. Например из-за них прекратила работу авиакомпания Добролёт – лоукостер, предлагавший билеты по низким ценам.


Добролёт летал в Крым, и это стало причиной санкций. Тем не менее, компания после закрытия, быстро воскресла под новым названием Победа. Она работает и выполняет рейсы как по России, так и зарубежные.

Санкции коснулись и некоторых военных компаний. Тем не менее, на общие цифры оружейного экспорта это не повлияло. В 2013 году – до санкций – Россия экспортировала оружия на 15,7 млрд. долларов , в 2016 году – примерно на такую же сумму. По этому показателю мы вторые в мире, уступая только Соединённым Штатам.


Третий вид санкций – запрет на поставки в Россию некоторых товаров. Это касается продукции военного назначения, высокотехнологичной продукции, оборудования для нефтегазовой сферы. Эта мера была болезненной в начале, пока не включились механизмы импортозамещения. Та же компания Газпром в своей работе использовала довольно много иностранной техники, химии, комплектующих.

В итоге были наказаны сами страны, вводившие санкции. В прошлом году Газпром полностью импортозаместил трубы большого диаметра.


Раньше они покупались в Японии и Германии, теперь их делают в России. У Газпрома на сайте висит список иностранной продукции, которую предстоит заменить. В нём 250 наименований. Производители этих товаров – американская General Electric, британская фирма Castrol – она выпускает гидравлическую жидкость, немецкие компании Сименс, Бауэр и многие другие.


Шведские, норвежские, итальянские поставщики – все страдают от последствий антироссийской политики.

Четвёртый вид санкций – это финансовые ограничения. Европейцы и американцы потеряли возможность делать инвестиции в некоторые сектора Российской экономики, например в нефтегаз, транспорт и коммуникации. Эта мера является существенной. Без иностранных партнёров трудно найти финансирование для больших проектов. И действительно иностранные инвестиции в российскую экономику упали. Пришлось искать инвесторов внутри страны, и они были найдены. В итоге капиталовложения в российскую экономику не сократились, а продолжили рост. По итогам прошлого года они составили 14,6 триллионов рублей . Это на триллион больше, чем в 2013 году.

Пятый вид ограничений связан с кредитованием. Крупные российские компании, такие как Сбербанк и Роснефть, потеряли возможность привлекать займы за рубежом за исключением краткосрочных кредитов. Этот удар в начале казался серьёзным. Ведь если Сбербанк не возьмёт в долг, он не сможет давать в долг россиянам – физическим и юридическим лицам. На выручку пришли сами россияне. Вклады населения, то есть депозиты физических лиц в банках за 4 года возросли на 7 триллионов рублей .


Эти деньги позволили пусть не полностью, но отчасти, компенсировать утрату западных источников финансирования.

Кроме того, помогли деньги из Резервного фонда. Все последние годы они активно использовались для поддержания экономики. Тем не менее, кредитование в России всё же забуксовало. Посмотрим на график.

По объёмам оно откатилось на несколько лет назад и сейчас находится на уровне 2012 года. То есть падение есть, кредит взять сложнее, но ситуацию нельзя назвать обвалом.

А вот график, где депозиты и кредиты представлены вместе. Депозиты населения в банках растут, а кредиты, выданные физическим лицам падают.

О чём это говорит? О том, что деньги в банковской системе есть. Сейчас наблюдается так называемый профицит ликвидности . Это банковский термин. Он говорит о наличии у банков денежных излишков. Но банки стали боязливы при предоставлении денег в долг. Повысились требования к заёмщикам. Вот объёмы кредитования и снизились.

Это очень дискуссионный вопрос – большие долги это хорошо или плохо? США и Китай сейчас очень закредитованы. У Китая огромный корпоративный долг.


Если начнётся новый мировой финансовый кризис, этим странам будет очень больно. Там начнутся массовые дефолты. А мы – с низким размером долга – как государственного, так и частного, будем стоять в сторонке и свысока наблюдать за происходящим.

Вот ещё один интересный график. Доходность по российским и итальянским облигациям. Российские отмечены белым цветом, итальянские – синим. Чем ниже график, тем лучше. Это означает низкую вероятность дефолта.


Вот уже много месяцев, как риски инвестирования в российские гособлигации падают. По мнению инвесторов, риск дефолта Италии выше, чем риск дефолта России. Российские облигации во всём мире стали называть тихой гаванью , надёжным убежищем. В них безопасно вкладывать капитал.

Шестой вид ограничений – это санкции против Крыма. Они жёстче, чем против остальной России. Под санкциями находятся наши банки и многие крупные предприятия. Из Симферопольского аэропорта не могут совершаться зарубежные рейсы, только внутрироссийские, в Крыму не работают многие интернет-сервисы и приложения. Я не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что каждый житель Крыма и так хорошо знает об этих проблемах. За три года мы научились жить в этих условиях. Рост крымской экономики за последние два года показывает, что санкции как мухи. Мешают, но не останавливают. На прошлой неделе у нас был инвестиционный триумф – Ялтинский международный экономический форум, ещё более активный и насыщенный, чем год назад. Он показал, что если иностранный капитал хочет работать в Крыму, он сможет это сделать.




Ещё один интересный эпизод санкционной войны. В 2014 году платёжные системы Виза и Мастер Кард прекратили обслуживание нескольких российских банков. После этого они перестали работать на территории всего крымского полуострова. Мы, крымчане, хорошо это помним. Но кому они навредили? Только себе. Ответные меры включились уже в следующем году.

В России заработала своя платёжная система НСПК – Национальная система платёжных карт . Теперь все расчёты по пластиковым картам проходят через неё. Виза и Мастер Карт платят Российской системе за то что та обслуживает их платежи. За прошлый год выручка отечественной НСПК составила около 6 миллиардов рублей , а чистая прибыль – 2,6 миллиарда .


Раньше эти деньги получили бы Виза и Мастер Кард. Теперь всё наоборот – они платят эти деньги нам. Это и есть причина, по которой в Крыму прекрасно работают Виза и Мастер Кард, не смотря на санкции – процессинг проходит в России. Единственное ограничение – вы не можете с крымской карты заплатить за рубеж. А вот внутри страны – пожалуйста.

У вас может появиться вопрос. Если санкции имеют столь ограниченное влияние, почему же начался кризис и ухудшилось финансовое положение россиян? Всё довольно просто. Дело не в санкциях, а в нефти. Цены на углеводороды упали, из за этого снизилась выручка от экспорта. В результате подешевел рубль и уменьшились реальные доходы граждан. Интересная особенность этого кризиса состоит в том, что он не является кризисом в чистом виде.

Безработица не выросла, а уменьшилась. Сейчас она составляет 5,3% .


Это ниже, чем было в 2013 году. Экспорт в деньгах упал, денег из-за рубежа мы стали получать меньше, но в физической массе и физических объёмах за рубеж мы стали отправлять больше продукции, чем раньше. Из-за дешёвого рубля наши товары стали привлекательны по цене. Не все знают, что в прошлом году Россия стала чистым экспортёром шоколада . Мы продали за рубеж больше шоколада, чем купили. Главными покупателями стали Казахстан, Китай и Белоруссия.

Рост экспорта в физическом объёме означает, что предприятия загружены заказами, а наша продукция востребована на мировой арене. Вот график, предоставленный агентством Блумберг. Фиолетовые столбики показывают поставки Российской нефти в Китай, а голубые столбики – это поставки Саудовской нефти в Китай.


За время санкционной войны и низких цен на нефть Россия сравнялась с Саудитами на Китайском рынке, хотя раньше мы серьёзно отставали.

В прошлом году Россия начала поставки в Индию подсолнечного масла, хотя долгие годы мы этого не делали.


На индийском рынке доминировали, и пока продолжают доминировать украинцы. Но российская компания Эфко сделала на своё подсолнечное масло хорошую скидку, и начала сбыт продукции в эту страну. Вот вам и санкции, вот вам и кризис. Внешний негатив Россия использовала для того, чтобы захватить иностранные рынки сбыта, а свой рынок очистить от иностранной продукции.

Падение экономики прекратилось год тому назад. Это ещё один график от информационного агентства Блумберг. ВВП России с поправкой на сезонные изменения. От падения мы перешли к росту уже в 1 квартале 2016 года, и с тех пор экономика на подъёме.


В 2016 году доля ненефтегазовых доходов в структуре бюджета составила 64%, а нефтегазовые – всего 36%.

Это говорит о том, что наша страна прощается с нефтяной иглой. Иные источники дохода играют всё большую роль. Это и есть ответ на вопрос, почему рубль и нефть перестали ходить парой. Теперь у рубля своя голова, у нефти – своя. И санкции сыграли в этом процессе существенную роль.

Гавриленко Алёна Евгеньевна,студент ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск[email protected]

Влияние санкций на отдельные отраслироссийской экономики

Аннотация. В данной статье проанализированы зарубежные антироссийские санкции, а также ответные санкции России,а именно описано влияние антироссийскихсанкций на нефтегазовую отрасль российской экономики, влияние санкций на финансовый сектор, атакже влияние ответных санкций на продовольственную отрасль российской экономики.Ключевые слова:санкции, экономика, нефтегазовая отрасль, банки, эмбарго, импортзамещение

В настоящее время экономика России находится в сложном положении. Этому способствует, как затянувшийся экономический кризис, так и политические разногласия между государствами. Санкции являются ведущим инструментом, способным разрешить возникшие международные конфликты, но влияние санкций весьма не однозначно и далеко не всегда дает положительный эффект.Санкции –это меры воздействия одних участников международной торговли надругих с целью изменения сложившейся политической ситуации.Началом послужил политический кризис вУкраине в 2014 г.и введенные санкцииСША иЕвросоюза против России. В настоящее время список санкций значительно расширился и мировая политическая обстановка значительно ухудшилась.Далеепо даннымстатьии указапрезидента ,в таблице 1 кратко описанысанкции, примененныек России в период с 2014г. по настоящее время, а также ответныесанкции России. Таблица 1Санкции в период с 2014 г. по настоящее время

СтраныСодержание санкцийСША, Канада, Евросоюз,Швейцария, Черногория, Исландия, Албания, Лихтенштей, Норвегия,Украина, Австралия, Грузия, Япония, ТурцияСанкции в отношении высокопоставленных российских политиков и компаний (банковский, нефтяной,оборонный, сырьевой сектор), санкции против авиакомпаний и т.д.Изза санкций США две международные платежные системы -Visa и MasterCard -приняли решение приостановить обслуживание карт российских банков,работающих на территории Крыма.РоссияОтветные санкции в отношении политиков зарубежных стран –закрытие въезда в Россию, санкции государственного совета Крыма в отношении украинских политиков и депутатов Верховной Рады, санкции Чеченской республики против политиков США и Евросоюза, эмбарго –ограничениеимпортаряда товаров из стран, которые ввели против Россиисанкции.Последние санкции –это запреты в отношении Турции –запрет на ввоз товаров, на чартерные перевозки, ограничение деятельности турецких организаций, введение визового режима и т.д.

Как мы видим, на данный момент, большое количество странстроит свою внешнеэкономическую политику с использованием санкций, которые в свою очередь оказывают прямое влияние на внутреннюю экономику подверженных санкциям стран, а также косвенное влияние на другие государства.России также пришлось в этом участвовать, не смотря на то, что такие ответные санкции наносят урон не только странам, на которые эти санкции направлены, но и самой России.Санкции охватили множество отраслей российской экономики –нефтяной, оборонный, сырьевой сектора, повлияли на авиакомпании, изменили уровень, как мировых, так и внутренних цен.

Далее описановлияние зарубежных санкций на нефтянуюи финансовуюотрасли,а также влияние ответных санкций России на продовольственный сектор, так как эти области играют ключевую роль во внутренней экономики России.

Санкции были направлены на наиболее конкурентоспособные отрасли, такие как –газовая и нефтяная, военная промышленность и банковский сектор.Общий уровень,как экспорта, так и импорта,России упал, что логично, так как большая часть санкций от других стран направленна на ограничение экспорта, а ответные санкции России направлены на ограничение импорта. Динамика экспорта и импорта России представлена на рис. 1.Используется информация Федеральной службы государственной статистки .

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта Российской федерации

Сильноевлияние санкции оказали на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли. На территории России много нефти, но большая часть оборудования для ее добычи и переработки обычно импортируется. На момент введения санкций доля импорта в некоторых областях промышленности доходила до отметки в 80%. Санкции Евросоюзаи СШАпреимущественно направлены на запретпоставоктехнологий для российскихарктических, шельфовых и сланцевых проектов, но не исключено, что они также скажутся на отрасли в целом. Решением проблем в этом направлении занимается Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг). Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко и Андрей Лемешко в своей статье проанализировали данные Минпромторга. На рис. 2. показана доля импорта в нефтедобывающей промышленности в целом, а также по различным секторам. Данные диаграмм объясняют выбор предмета воздействия зарубежных санкций, так как доля импорта пересекает границу в 50%.

Рис. 2. Доля импорта в нефтедобывающей отрасли России

Так как под воздействием санкций импорт ограничивается, необходимо либо искать новых поставщиков, либо заниматься импортзамещением. По расчетам Минпромторга заменить зарубежные технологии западными аналогами получится не раньше 20182020 гг., соответственно не обойтись без помощи других стран, в особенности стран Юговосточной Азии. По большинствупозиций идеальнымальтернативным поставщиком выступает Китай, но эксперты с опаской относятся к нему, так как боятся, что Россия вновь станет импортозависимой, просто от другого государства. Параллельно с новым импортом необходимо также развивать отечественную нефтегазовую промышленность, так это стратегически важно для экономики России .22 сентября 2015 года врамках форума «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН состоялся семинар «Международные санкции и российский нефтегазовый сектор».Руководитель семинара академик Наталья Ивановаобобщила мнение экспертов, выступавших на семинаре.Первостепенной задачей является продолжение развития отрасли. Специалисты считают, что у государства имеются научные, технологическиеи геополитическиевозможностей для постепенного размеренного роста.Второе –это смена направления международного сотрудничестваот стран Евросоюза и США к Востоку.И третье –последствие не столько санкций, сколько«невидимой руки рынка» падение спроса и цен в нефтегазовой отрасли.Это значительно снижает доходы России от экспортируемой нефти.Также влияние на цену нефти оказало одно только известие о снятии санкций Ирана. Падение цен на нефть продолжается, а снятие санкций с Ирана возможно только ускорит темпы.Таким образом, можно сделать вывод, что антироссийские санкции в нефтегазовой отрасли усложняют осуществление арктических, сланцевых и шельфовых проектов, так как не возможен импорт ранее используемого оборудования, но при этомсанкции стимулируют импортзамещение технологий для работына шельфе, что подтверждается данными Минпромторга. Министерство считает, что именно нефтегазовые компании должны относиться кнаиболее востребованным для поддержки со стороны государства проектам. Для решения вопросов импортзамещения создана государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2016–2030 гг. ».Далее перейдем кфинансовомусекторуРоссийской экономики.Начиная с 2014 г. ряд российских банков подвергся наложению санкций со стороны США и Евросоюза. В Обзоре финансовой стабильности, опубликованным Центральным банком Российской Федерации,говоритсяо том, что прямым эффектом санкций является потеря доступа компанийк внешнему рынку, то есть источнику относительно дешевых и долгосрочных средствфинансирования, а также о том чтокосвенный эффектсанкций связан с тем, что иностранные контрагенты стараются минимизировать свои риски, а именноони:–ограничивают рефинансирование внешних заимствований–не только компаний, попавших под санкции, но и других российских компанийзаемщиков;–снижают лимиты на российские банки по различным операциям;–увеличивают цикл проведения платежей в иностранной валюте.В таблице 2 представленыданные Центрального банка по прямыминвестициямРоссийской Федерации в 20122014 гг., IIII кварталах 2015 г.Таблица2Прямые инвестиции в Россию, (млн. долл. США)

Прямые инвестиции в Россию, (млн. долл. США)Года201220132014I квартал2015 г.II квартал 2015 г.III квартал 2015 г.Банковский сектор7 7869 1584 394736360516Сектор нефинансовых предприятий42 8016006118 4962 591924568Всего в Россию50 58869 21922 8911 85556452

Из приведённых в таблице данных видно, что начиная с 2014 г. (года введения санкций) наблюдается отток иностранных инвестиций в Россию, что подтверждает влияниесанкций на финансовый сектор.

В России создается дефицит иностранной валюты и это вызывает особый рост их курса к рублю. На рис. 3 и рис.4отображеныкурсы доллараи евро за период с начала 2014 г. по начало 2016 г.

Рис.3Средневзвешенный курс доллара за 20142016 гг.

Рис. 4 Средневзвешенный курс евро за 20142016 гг.

Для того чтобы компенсировать дефицит денежных средств банкам пришлось изменить свою политику в отношении кредитования. Об этом говорится в ежеквартальныхинформационноаналитическихматериалах обизмененияхусловий банковского кредитования, опубликованныхЦентральным банком.Антироссийские санкции привели к снижению доступности внешних источников фондирования для банков, что сказалось на их политике. Повышение ключевой ставки Банка России в IV квартале 2014 года способствовало стабилизации динамики внутренних цен и ситуации на валютном рынке, но с другой стороны спрос на кредиты упал. В связи с этим, начиная с Iквартала 2015 г., началось смягчение условий кредитования, что повлекло за собой увеличение спроса на

новые кредиты во

всех основных сегментах кредитного рынка. Изменение условий кредитования отображенона рис. 5.

Рис. 5 Индексы изменения условий кредитования отдельных категорий должников (поквартально, процентных пунктов)

Таким образом, можно сделать вывод, что основным эффектом от зарубежных санкций в отношении финансового сектора российской экономики стало снижение доступности внешних источников фондирования для банков, а вследствие этого вырос курс иностранной валюты к рублю, а также изменились процентные ставки по кредитам.Помимо зарубежных санкций на экономике сказались также российские ответные санкции. Первым ответом на зарубежные санкции стало введение продовольственного эмбарго, подтвержденное указами президента , .Продовольственное эмбарго –это запрет на ввоз на территорию отдельных видов товаров и услуг от стран, которые применили санкции в2014 г.Под эмбарго попали отдельные виды таких товаров, как мясо, рыба,молоко, готовые продукты из молочной продукции, фрукты, орехи . На момент введения эмбарго специалисты давали различные прогнозы его влияния на внутреннюю экономику, но все былиедины во мнении, что цены на продукцию повысятся.Этого мнения придерживались Министерство экономического развития Российской Федерации(Минэкономразвития), Аналитики «Сбербанк КИБ», а также другие эксперты. Минэкономразвитияутверждало, что ситуация приведет к сокращению производства и потребления (в мясной и молочной промышленности), а также к росту цен на другие продукты за счет переключения спроса и перераспределения торговой наценки во избежание всплеска цен .Прогнозы подтвердились. В 20142015 гг. наблюдалсярезкий скачок потребительских цен на товары и услуги, что подтверждается Федеральной службой государственной статистики.График роста цен за период с 2008 по 2016 г. представлен на рис.6. Также из графика видно, что динамика роста цен с августа 2014 г. соизмерима с темпами роста цен 2008 г., что говорит о проблемной экономической ситуации и новой волне кризиса.

Рис.6.Индекс потребительских цен на все товары и услуги в 20082016 годах на конец период, в % к декабрю предыдущего года

Также изданныхФедеральной службы государственной статистки видно, что возросла стоимость минимального набора продуктов питания .Если на конец 2013 г. она составляла 2871,48руб., на сентябрь 2014 г. 2996,05руб., то на начало 2016 г. уже 3627,07руб.На это также повлияли изменения в объеме импорта.Для предотвращения последствий эмбарго, правительство проводитполитику импортзамещения.Данная политика соответствуетГосударственнойпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияна 2013 2020 гг., в которой говорится о необходимости быстрого импортзамещениямяса (крупного рогатого скота, мяса, птицы), молока, овощей,открытого и закрытого грунта, картофеля и различной плодовоягодной продукции, о

повышенииконкурентоспособности отечественнойсельскохозяйственной продукции как на внутреннем, таки на внешнемрынках и т.д. В статье Марата Рамазанова описаны первые успехи импортзамещения, полученные за 2015 г. Всего по Россииза 2015 г.производство картофеля и говядины увеличилось в среднемна 25%, производство свинины на 18%, творога, сыра и изделий из них

на 15%, мяса птицы на 11%, масла на 6%, овощей на 3%.

Таким образом, можно сделать вывод, что ответные российские санкции имеют как положительные, так и отрицательные моменты. К отрицательным моментам относится рост цен на продовольственные товары, к положительным –успехи в импортзамещении

увеличение производства в сельском хозяйстве.

Ссылки на источники1 Хронология введения санкций против российских граждан и компаний: [Электронный ресурс] // РИА Новости.URL: http://ria.ru/spravka/20150216/1046144422.html [Дата обращения 14.02.2016]2 Омерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции: Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 583 3 Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики): [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистки.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/

[Дата обращения 14.02.2016]4Подобедова Л., Дзядко Т. Лемешко А. Поставщики из Китая спасут российских нефтяников от санкций: [Электронный ресурс] // РБК.URL:http://www.rbc.ru/business/17/10/2014/543fd78ecbb20fdf82389822#xtor=AL- [Датаобращения 20.02.2016]5Хайтун А. Влияние санкций на нефтегазовый сектор РФ: [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/20151013/13_sanktsii.html[Дата обращения 20.02.2016]6Глеб Никитин: Минпромторгподдержит внедрение импортозамещающих технологий для работы на шельфе:[Электронный ресурс] // Минпромторг России. URL:http://minpromtorg.gov.ru/presscentre/news/#!gleb_nikitin_minpromtorg_podderzhit_vnedrenie_importozameshhayushhih_tehnologiy_dlya_raboty_na_shelfe[Дата обращения 20.02.2016]7Обзор финансовой стабильности. Октябрь 2014: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/publ/Stability/finstab2014_23r.pdf[Дата обращения 20.02.2016]8Статистика внешнего сектора: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtID=svs[Дата обращения 20.02.2016]9Динамика курсов доллара США и евро к рублю и показатели биржевых торгов: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/hd_base/?PrtID=micex_doc[Дата обращения 20.02.2016]10Изменения условий банковского кредитования в IV квартале 2014 года: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL:http://www.cbr.ru/DKP/iubk/iubk_144.pdf[Дата обращения 20.02.2016]11 Изменение условий банковского кредитования. III квартал 2015: [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской федерации. URL: http://www.cbr.ru/DKP/iubk/iubk_153.pdf [Дата обращения 20.02.2016]12О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 56013О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ:Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 77814Калиновский И. Эмбарго подстегивает цены:[Электронный ресурс] // Эксперт Online. URL: http://expert.ru/2014/09/26/embargozastavlyaetraskoshelitsya/

[Дата обращения 15.02.2016]15Индексы потребительских цен на товары и услуги: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистки.

[Дата обращения 15.02.2016]16Изменение стоимости условного (минимального) набора продуктов питания: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистки.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#

[Дата обращения 15.02.2016]17Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 2020 годы: [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской федерации –Официальный интернет портал.

URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

[Дата обращения 15.02.2016]18Рамазанов М. Итоги 2015 года: Успехи импортозамещения делают Россию самостоятельной: [Электронный ресурс] // Политическая Россия –Общественнополитический интернет журнал. URL: http://politrussia.com/ekonomika/importozameshchenieisanktsii237/ [Дата обращения 16.02.2016]

В количественном выражении ущерб от санкций можно оценить в 1–1,5 процентного пункта ВВП в год, считает Николаев. Эксперты его института делали оценку, основываясь на динамике внешнего корпоративного долга страны. Он, по оценкам ЦБ, снижался с 2014 г., к 1 июня 2017 г. уменьшился почти на 30%.

Помимо анализа корпоративного долга и оттока капитала необходимо обращать внимание на прямые инвестиции, считает ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Сергей Пухов. По данным ЦБ, прямые инвестиции начали снижаться в 2014 г., обвалились в 2015 г., но в прошлом возобновили рост. За то, что пока санкции обходятся России достаточно дешево, надо сказать спасибо реформаторам 1990-х, заложившим основы рыночной экономики, способной адаптироваться к меняющимся внешним условиям, продолжает Николаев.

Экономика постепенно адаптируется к санкциям и достаточно сложно отделить их воздействие от влияния других факторов, считает Пухов. По его мнению, негативный эффект – а в основном он заключается в секторальном ограничении инвестиций в ВПК и нефтегазовый сектор – сейчас вряд ли превышает половину процентного пункта ВВП. Компании этих секторов стараются исправить дело, но на это требуется намного больше трех лет.

Нефтяная адаптация

Общение с представителями нефтегазовых компаний показывает, что их компании окончательно адаптировались к существующим макроэкономическим условиям и санкционному режиму: сейчас они больше фокусируются на повышении эффективности и развитии своих ключевых активов в России, чем на попытках международного расширения, отмечали аналитики Renaissance Capital в июньском обзоре.

В отдельных направлениях нефтегазовой отрасли технические санкции имели сильный эффект, рассказывает президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. Например, около 90% ключевых технологий добычи углеводородов на шельфе – иностранные. Так что решение российских нефтегазовых компаний приостановить ряд проектов в этом направлении вызвано в первую очередь технологическими проблемами, а уже потом экономическими причинами, объясняет он. Среди приостановленных эксперты Аналитического центра при правительстве России называют наиболее значительными проекты «Роснефти» и ExxonMobil на арктическом шельфе и Черном море.

На традиционную добычу технологические санкции практически не повлияли, а в сланцевых проектах российские компании сумели частично адаптироваться после выхода иностранных партнеров и подрядчиков и продолжить их реализацию. Например, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» продолжают разработку таких месторождений, напоминает Хайков.

Многие иностранные компании тоже приспосабливаются к режиму санкций, они пытаются продолжить делать бизнес вне политики, всеми правдами и неправдами намерены оставаться на российском рынке, говорит президент «Союзнефтегаз-сервиса» Игорь Мельников. Отечественные нефтяные компании, чтобы не вкладывать огромные суммы в разработку своих технологий, согласны на полулегальное использование западных, отмечает он. «По сути, все работают в тени», – говорит Мельников.

В то же время на отечественные нефтесервисные и машиностроительные предприятия санкции повлияли даже положительно, потому что власти и нефтегазовые компании начали более активно заниматься импортозамещением, обращать внимание на российских игроков и разрабатывать меры поддержки их качественного развития, говорит Хайков. Например, с 1 января этого года правительство ввело при закупках госкомпаниями 15%-ный приоритет для российских товаров и услуг, напоминает он. Уже есть конкретные примеры импортозамещения – и по технологиям, и по продукции, продолжает он. Например, по системам телеметрии для наклонного и горизонтального бурения. Но даже при наличии определенных успехов эффективность политики импортозамещения значительно снижается из-за закрытости процесса и отсутствия информации по ее реализации и участию в ней, а также непривлечения к ней многих передовых российских сервисных и производственных компаний, говорит Хайков. Так как традиционной добычи старые санкции не касались, по долям игроков на рынке изменения пока незаметны, признает он. Технологии для бурения и разведки не мясо или сыр, для их импортозамещения нужно лет 5–7, добавляет Мельников. В России даже нет собственного программного обеспечения для суперкомпьютерных вычислений, необходимых для обработки данных геологоразведки, и проблему нужно решать в первую очередь, уверен он.

Как будут работать новые санкции США

Минфин США:
может включить в санкционные списки принадлежащие государству предприятия железнодорожной, транспортной, металлургической и добывающей отраслей
в течение 60 дней с принятия закона обязан выпустить предписание о сокращении максимального срока финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, до 14 дней, компаний нефтегазового сектора – до 60 дней (сейчас это 30 дней и 90 дней)
в течение полугода со дня принятия закона может распространить запрет на участие, предоставление технологий и услуг на новые проекты подсанкционных нефтегазовых компаний (глубоководные, на арктическом шельфе и трудноизвлекаемые запасы), в которых им принадлежит более 33% (ранее – более 50%). Санкции распространяются на проекты во всем мире, а не только в России, как было ранее
не более чем через полгода должен представить конгрессменам отчеты о самых заметных политиках и олигархах России с указанием, например, их близости режиму, участия в коррупционных скандалах, сведений о состоянии и источниках дохода их семей

Президент США:
получает право ввести санкции в отношении тех, кто инвестирует в строительство, модернизацию или ремонт экспортных российских трубопроводов или поставляет для этих целей продукцию, информацию или услуги единовременно более чем на $1 млн или на $5 млн в год. Отмечено, что США продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток – 2»
обязан ввести санкции в отношении людей, которые ведут вредоносную кибердеятельность в интересах правительства России. А также в отношении лиц, уличенных в предоставлении хакерам материальной, финансовой, технологической поддержки, товаров или услуг, в том числе финансовых
получает право вводить санкции в отношении иностранных финансовых институтов, уличенных в предоставлении финансовых услуг компаниям и лицам из санкционных списков
получает право вводить санкции в отношении лиц, инвестирующих более $10 млн или способствующих инвестициям в приватизацию активов в России с целью незаконного обогащения чиновников правительства страны, их семей и близких
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, участвовавших в крупных сделках в интересах лиц, имеющих отношение к российской разведке, Вооруженным силам или ФСБ
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, «на основе достоверной информации» причастных к нарушениям прав человека на территории, контролируемой Россией

Одна из самых заметных инициатив в области технологического импортозамещения – проект «Газпром нефти» по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования для разработки запасов баженовской свиты. Он предусматривает реализацию импортозамещающих технологий к 2025 г. Компания оценивала стоимость проекта в 7,5 млрд руб., из которых 90% составят ее собственные средства. Проект был задуман раньше введения санкций и реализуется в плановом режиме, уверяет человек, близкий к «Газпром нефти». В случае успешного внедрения всех созданных технологий целевой уровень добычи «Газпром нефти» из залежей баженовской свиты в 2025 г. может составить около 2,5 млн т в год, сообщала компания.

Оборона от санкций

Для российского ВПК санкции оказались болезненными. Как заявлял в 2014 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин, тогда импортные комплектующие – с Украины, из стран ЕС и НАТО – использовались в 640 образцах российского вооружения. По принятой в июле 2014 г. программе импортозамещения замене подлежало примерно 700 образцов комплектующих с Украины и 860 – западных. Процесс замены украинских комплектующих должен был завершиться к 2018 г., а западных – к 2022 г.

Одной из серьезных проблем, повлиявших на сроки российской программы перевооружения, стало прекращение импорта электронной компонентной базы (ЭКБ) для спутников, говорит бывший чиновник Минобороны. При этом радиационно стойкие микросхемы классов space и military западные производители продавали неохотно и до 2014 г. Поэтому вопрос об их замещении стоял и раньше. Сложности с этими комплектующими стали одной из причин переноса на 2–3 года запуска ряда спутников военного и двойного назначения, рассказывает собеседник «Ведомостей». Это наряду с возросшей конкуренцией и рядом неудачных пусков российских ракет-носителей привело к тому, что Россия в 2015–2016 гг. утратила лидерство по числу космических запусков, продолжает он. Ожидается, что к 2021 г. подавляющая часть необходимой ЭКБ для космической промышленности будет производиться в России, кроме того, западные поставки компенсируются за счет азиатских производителей, заключает бывший чиновник.

Второй важной проблемой оказалось прекращение поставок двигательных установок для кораблей и вертолетов с Украины и из Германии. Судовые дизели немецкой компании MTU для кораблей пограничной охраны и корветов для ВМФ удалось заменить на китайские и российские аналоги. Но непоставка украинских газотурбинных двигательных установок (ГТУ) для фрегатов (самых крупных строящихся для российского ВМФ надводных кораблей) привела к тому, что вторую тройку фрегатов проекта 11356 планируется продать в Индию (двигатели приобретут индийцы), а постройка следующих за головным кораблем «Адмирал Горшков» новейших фрегатов проекта 22350 сдвинулась на 2–4 года, рассказал источник в Минобороны. Но импортозамещение идет и здесь: в октябре 2016 г. на НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную «Ростеху» ОДК) в Рыбинске был введен в действие комплекс по производству корабельных ГТУ.

Производство двигателей типа ТВ3-117/ВК-2500 для всех основных российских военных вертолетов также замещается – построенный под Петербургом завод компании «Климов» (также входит в ОДК) в 2017 г. выпустит около 150 моторов. Это позволит, по словам источника в «Ростехе», впервые оснастить все передаваемые Вооруженным силам военные вертолеты новыми моторами российского производства. В этой сфере запрет Украины на поставку военных комплектующих России на темпах перевооружения не сказался: в России были запасы двигателей, а кроме того, сотрудничество с украинским предприятием «Мотор сич», производящим эти моторы, продолжалось, говорит менеджер одного из авиапромышленных предприятий.

В целом санкции и вызванная ими программа импортозамещения для оборонной промышленности привела к дополнительным расходам в десятки миллиардов рублей и задержкам в поставках ряда важных образцов военной техники на годы, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Однако санкции практически не повлияли на производство вооружений для стратегических ядерных сил – основы военной безопасности страны. Кроме того, они наконец-то заставили перейти от слов к делу – ведь задача переноса производства тех же вертолетных двигателей и ГТУ для кораблей была поставлена правительством еще в 2005 г., после украинской оранжевой революции, однако, кроме горы бумаг, до санкций практически ничего сделано не было, говорит эксперт.

Продуктам ограничения не нужны

Российские чиновники много говорят о пользе продовольственного эмбарго. В августе 2014 г. Россия запретила импорт фруктов, овощей, сыров, молока, мяса и рыбы из всех стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев мечтает о его продлении «лет на 10». Производство в АПК последние годы действительно растет – в среднем на 4%. Но объяснять этот рост одними контрсанкциями неверно: в 2013 г., до эмбарго, прирост составлял даже 5,8%. Более значительную роль сыграла растущая господдержка. В 2014 г., по данным Минсельхоза, сельскому хозяйству было выделено 190 млрд руб., в 2015 г. – 222 млрд, в 2016 г. – 223 млрд.
Самые впечатляющие результаты импортозамещения после эмбарго достигнуты в производстве мяса, считает Минсельхоз. Доля импорта в свинине сократилась в 3 раза (с 26% в 2013 г. до 8% в 2016 г.), в мясе птицы – в 2,5 раза (с 12% в 2013 г. до 5% в 2016 г.).
Рост производства мяса не связан с ограничением импорта, возражает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Компании отрасли ввели в строй мощности, заложенные еще в 2012–2013 гг., когда об эмбарго никто и не думал. Инвестиции в мясное скотоводство и производство говядины в серьезных масштабах начались еще в 2009–2011 гг. после того, как господдержка этого направления появилась в госпрограмме развития АПК, считает Юшин. Ни один инвестор не будет вкладывать в долгосрочные проекты, рассчитывая только лишь на санкции, которые сначала вводились всего на год, уверяет он. Рост обусловлен господдержкой и девальвацией, а не санкциями, согласен гендиректор «Русагро» Максим Басов.
Производство сыров, сливочного масла и спредов выросло и в этом есть определенная заслуга эмбарго, считает исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Но в целом отрасль страдает: спрос на молочную продукцию из-за роста цен, вызванного девальвацией, упал на 6–8% только в 2016 г., говорит человек, близкий к одному из производителей. Покупательная способность людей заметно снизилась, а цены выросли по меньшей мере вдвое, так что основной проблемой остаются сокращающиеся доходы населения, признает Белов.
Овощеводам запрет на импорт продукции из Европы, а позже из Турции помог, но главным образом тем, что с введением эмбарго государство занялось поддержкой отрасли. С 2015 г. бюджет компенсирует 20% затрат на строительство теплиц и овощехранилищ в дополнение к субсидированию процентной ставки, и с тех пор пошли инвестиции – с 2015 г. в производство овощей вложено более 100 млрд руб, напоминает президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев. Импорт стал снижаться, а внутреннее производство – расти: уже в этом году страна обеспечит себя огурцами на 80%, а помидорами – наполовину. При таком уровне господдержки, но без эмбарго и запрета импорта из Турции овощеводство развивалось бы медленнее. Теперь то, что могли сделать за 10 лет, получится в ближайшие три года, считает Королев.
Выросла и господдержка садоводов: в 2015 г. субсидии были в 5 раз больше, чем в 2010 г., – 2,5 млрд руб. на гектар, напоминает президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. В результате темпы закладки садов увеличились в 1,5 раза, сообщает Минсельхоз. Заметный прирост их продукции ожидается в 2019–2020 гг., говорит Муханин. Пока яблоки из Европы заместил импорт из Белоруссии, добавляет он. Но плюсы от контрсанкций все же есть: торговые сети стали работать с российскими производителями, на которых раньше и внимания не обращали, считает он.
Рост сельского хозяйства продолжится и в 2017 г., считает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов – за счет растениеводства и животноводства, которые от санкций зависят слабо.

Новые санкции

Адаптация экономики к новому уровню санкций – их ужесточению, распространению на транспортные отрасли и т. д. – будет болезненной, но не критичной: запас прочности еще есть, считает Николаев. Развитие того же энергетического сектора в гораздо большей степени зависит от цен на сырье, а не от доступа к рынкам, объясняет он. Глубина шока будет зависеть от того, как конкретно будут применяться новые санкции. Если их распространят на трубопроводные проекты в таком виде, как прописано в законе, потрясение будет серьезным, предупреждает он.

Новый закон США отчасти смягчил режим санкций, установив, что под него подпадают только новые глубоководные, арктические и сланцевые проекты по добыче нефти, в которых доля российских подсанкционных компаний превышает 33%, отмечает Хайков. Получается, у иностранцев потенциально появляется шанс вернуться в ряд проектов, объясняет он. Однако теперь санкции будут распространяться на проекты не только в России, но и по всему миру.

В законе описаны только общие принципы действия санкций. Теперь власти США будут включать конкретные проекты в санкционный список.

Наиболее болезненная часть новых санкций – удар по российским экспортным энергетическим трубопроводам. Установленный запрет на инвестиции и предоставление любых услуг, оборудования, технологий и информации, относящихся как к строительству новых, так и к расширению и обслуживанию существующих систем, критичен, например, для морских магистральных трубопроводов, где имеющихся российских технологических возможностей на данный момент недостаточно, говорит Хайков.

Самый крупный из таких проектов – строительство газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Даже «Газпром» еще до принятия закона о новых санкциях признавал, что они могут замедлить реализацию проекта или даже вовсе торпедировать его. Данное нововведение – метод недобросовестной конкуренции: ограничение доступа более экономически выгодного покупателю трубопроводного российского газа на международные рынки, в основном Европы, считает Хайков. Не зря новые санкции были приняты в штыки Европой. Ведь в отличие от США европейцы не вводили санкций в отношении «Газпрома» и его топ-менеджеров.

Пока не известно, будут ли эти санкции использоваться в полной мере, но опасения инвесторов, безусловно, скажутся на притоке капитала, считает Пухов. Очень многое будет зависеть от позиции ЕС и Китая, основных торговых партнеров России. Страны ЕС все больше и больше недовольны односторонними мерами со стороны США, отмечает Пухов. Для интенсивного роста экономики темпами выше мировых нужны инвестиции (в том числе иностранные) в основные средства, использование новых технологий, в конечном счете рост инвестиционного импорта, в ситуации с ужесточением санкций это маловероятно, объясняет он. Поэтому стагнация или рост в пределах 2% наиболее вероятный сценарий, который прогнозируют многие российские и зарубежные экономисты, заключает он.

«Опыт стран, десятилетиями живущих под санкциями, показал, что санкции не приводят к обрушению экономики. В том же Иране практически все 30 лет санкций были положительные темпы роста ВВП», – приводит пример Николаев. Россия это подтвердила: жить при санкциях можно, развиваться – нельзя, резюмирует Николаев. Страна обречена на постоянную потерю 1–2% ВВП в год, считает он.

В обозримой перспективе наивно рассчитывать на отмену санкций – по крайней мере на горизонте пяти лет. Осознание того, как критично вызванное санкциями отставание в развитии, приходит со временем, так что их влияние на российскую экономику впоследствии будет переоценено, считает эксперт.

Последствия носят долгосрочный характер и будут накапливаться, соглашается Пухов. Причем масштабы импортозамещения от нынешних санкций несопоставимо малы с импортозамещением поле кризиса 1998 г., считает он. «Меня пугает не столько временный разрыв с потенциальным выпуском, вызванный санкциями, сколько постепенная изоляция России от внешнего мира, в первую очередь развитых стран, и скатывание по пути бывшего СССР. Как следствие – потеря конкурентоспособности с вытекающими долгосрочными последствиями и снижением самого потенциала роста экономики. Если мы не растем быстрее многих развитых стран, значит, мы движемся назад относительно них. Возникает отложенный прямой и косвенный негативный эффект, который я даже не берусь оценить. На этом фоне все текущие потери, рост оттока капитала и т. п. покажутся каплей в море», – объясняет он.

В подготовке статьи участвовали Виталий Петлевой и Иван Васильев