Иван грозный был одним из самых гуманных правителей европы. Иван грозный был одним из самых гуманных правителей европы Кто из правителей был современником ивана 3

От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах Вяземский Юрий Павлович

Современники Ивана Великого

Современники Ивана Великого

Вопрос 3.10

В 1498 году в Успенском соборе Иван Третий венчал шапкой Мономаха и бармами цесарскими внука своего Дмитрия. Первое торжественное венчание в истории Отечества.

Но результат был совсем не торжественный. Через несколько лет Дмитрий с матерью оказались в тюрьме, а государем всея Руси Иван объявил сына Василия.

Как Иоанн Васильевич объяснил этот шаг крымскому хану?

Вопрос 3.11

Незадолго до ордынского нашествия он бежал в Литву по дороге грабил и опустошал русские земли. Государь Иоанн Васильевич простил его. Он вернулся на родину.

Но в 1491 году вновь ослушался великого государя. Иоанн Васильевич пригласил его к себе. Беседовал с ним очень ласково, а когда тот вышел из комнаты, его схватили, сковали цепями и бросили в тюрьму. Там он и умер через два года.

Кто таков?

Вопрос 3.12

Преподобный Иосиф Волоцкий утверждал: Царь естеством своим подобен другим людям.

А чем царь подобен Богу?

Вопрос 3.13

Иосиф Волоцкий считал, что с особым усердием духовенство должно оберегать от грехов царя.

А чем так опасны грехи, совершаемые государем?

Вопрос 3.14

Во времена Ивана Третьего на Руси появилось некое подобие инквизиции. Стали преследовать и казнить еретиков.

Особенно усердствовал новгородский архиепископ Геннадий. Он, в частности, предписывал выявлять и казнить еретиков, ни в коем случае не вступая с ними в споры.

А почему запрещалось спорить с еретиками?

Вопрос 3.15

Русского инквизитора Геннадия Новгородского за жестокое отношение к еретикам обличал Нил Сорский.

А каков был основной аргумент преподобного Нила?

Вопрос 3.16

Какой новый вид монашеской жизни принес на Русь преподобный Нил Сорский?

Вопрос 3.17

Где покоится прах преподобного Нила Сорского?

Вопрос 3.18

Одним из двух основателей Соловецкого монастыря был святой Зосима.

Однажды в Новгороде Зосиму пригласила к себе на пир Марфа Посадница. В разгар пира Зосима взглянул на шестерых бояр и вдруг затрепетал и заплакал.

Что увидел Зосима?

Вопрос 3.19

Кто впервые в русской истории описал Дагестан и Дербент в своем сочинении?

Вопрос 3.20

Первая неудача постигла Афанасия Никитина в Нижнем Новгороде: там он не встретился с Василием Паниным.

А кто таков Василий Панин и почему Никитин желал с ним встретиться?

Вопрос 3.21

Сколько частей света посетил Афанасий Никитин?

Вопрос 3.22

Хвалитьское, Гондустаньское, Стемъбольское. Что это за моря такие?

Вопрос 3.23

В «Хожении за три моря» мы читаем: «Волосыны и кола в зорю вошьли, а лось головою стоит на восток». Насколько я понимаю, речь идет о созвездиях.

Что такое «лось», вы не знаете?

Вопрос 3.24

Мы считаем время по годам. А как вел счет времени Афанасий Никитин?

Вопрос 3.25

Афанасий Никитин сделал много открытий для русской читающей публики. Вот одно из них: «А Чиньское же да Мачиньское пристанище велми велико, да делають в нем чини, да продають чини в вес, а дешево».

Будьте любезны, постарайтесь перевести на современный русский язык.

Вопрос 3.26

Рассказывая об Индии, Афанасий Никитин предупреждает нас об опасности долгих заморских плаваний. «О благоверни христиане!» - восклицает он…

А в чем опасность? Вред в чем?

автора Вяземский Юрий Павлович

Современники Ивана Великого Ответ 3.10Крымскому хану Иван Великий разъяснил: «Милость моя возвела внука на степень государя, а немилость свергнула; ибо он и мать его досадили мне. Жалуют того, кто служит или угождает: грубящих за что жаловать?»Ответ 3.11Андрей Васильевич,

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Современники Петра Великого Вопрос 7.103Некоторое время Посольский приказ возглавлял Василий Васильевич Голицын. В 1687 году он, между прочим, содействовал учреждению первого высшего учебно-образовательного заведения в Москве.Как оно называлось?Вопрос 7.104Кто не знает

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Современники Петра Великого Ответ 7.103Славяно-греко-латинская Академия.Ответ 7.104Швеция тогда была на первом месте в мире по производству металла. Демидов радостно брал к себе на работу пленных шведов, знавших чугуноплавильное дело.Ответ 7.105Петр Алексеевич отдал Демидову

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 57. Детство и юность великого князя Ивана IV Васильевича Детство и юность Ивана Грозного. Елена Глинская. Боярские смуты. Шуйские и Бельские. Митрополит МакарийВеликий князь Василий III, умирая (1533), оставил двух сыновей, Ивана и Юрия. Старшему из них, Ивану, было всего три

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Время великого князя Ивана III Значение эпохи.Преемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич. Историки смотрят на него различно. Соловьев говорит, что только счастливое положение Ивана III после целого ряда умных предшественников дало ему возможность смело

Из книги Еретики и заговорщики. 1470–1505 гг. автора Зарезин Максим Игоревич

Смерть Ивана Великого 27 октября 1505 года скончался великий князь Иван III Васильевич. Незадолго до его смерти, а именно 5 сентября, состоялась свадьба будущего государя Василия, супругой которого стала Соломония Сабурова. Лишь в 26 с половиной лет наследник получил

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава вторая Публицистические и философские оценки Петра Великого в XVIII веке и первой половине XIX века. Современники Петра. – Век Екатерины II. – Карамзин. – Славянофилы и западники Люди всех поколений, до самого исхода XIX века, в оценках личности и деятельности Петра

автора

15. Знаменитый «античный» Фаросский маяк - это знаменитая колокольня Ивана Великого в Москве 15.1. Свидетельства «древних» о Фаросском маяке как о чуде света Начнем с «античной классики». Светоний сообщает, что при Клавдии построена ВЫСОЧАЙШАЯ БАШНЯ. Мы цитируем. «Гавань

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

15.3. Оказывается, в древности столп Ивана Великого сравнивали с горящей свечой Считается, что на вершине Фаросского маяка горел огонь. Обратимся теперь к истории Столпа Ивана Великого.Выясняется, что в древности колокольню Ивана Великого СРАВНИВАЛИ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ!

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия Далее Флавий описывает три высокие башни, стоявшие внутри иерусалимских стен. Поскольку, как мы уже понимаем, говорится о Московском Кремле, то не исключено, что речь идет о

Из книги Повседневная жизнь России под звон колоколов автора Горохов Владислав Андреевич

Столп Ивана Великого Для того чтобы понять, почему в XVII веке, сразу же после разрушительной Смуты и всех бед от польско-литовской интервенции, в самом сердце России - в Московском Кремле продолжилось строительство до сих пор не превзойденных по красоте и величию,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Колокольня Ивана Великого Если смотреть на Кремль со стороны Москвы-реки, первое, что бросается в глаза, – белоснежный, увенчанный золотым куполом столп колокольни Ивана Великого, возвышающейся над всем кремлевским ансамблем. И цветовое решение, и весь пластический

Из книги Республика Святой Софии автора Кузьмина Ольга Владимировна

4.2. «Крестовый» поход великого князя Ивана III на Новгород Через четыре дня после смерти владыки Ионы в Новгород приехал «на стол князь Михаило Олелкович князей киевскых ис королевы роукы новогородци испросен, а с ним на похвалоу людей много силно; и новогородци их приаше

Из книги Московские легенды. По заветной дороге российской истории автора Муравьев Владимир Брониславович

Невеста Ивана Великого А. М. Васнецов. У водоразборного фонтана на Сухаревой площади. Акварель 1925 г.С переводом Навигацкой школы в Петербург название Сретенских ворот Навигацкой школой потеряло смысл, и его вскоре вытеснило образованное по правилам московской

Из книги Преемники: от царей до президентов автора Романов Петр Валентинович

Часть I. На пути к империи От Ивана III до Петра Великого

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

87. СУДЕБНИК ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА III (1497 Г.) Судебник 1497 г., в отличие от второго Судебника 1550 г., называется первым или великокняжеским. В подлиннике Судебник Ивана III разделен киноварными (красными) заголовками на 36 статей, но для учебных целей принято деление Судебника на

Стр. 21

Общее в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России:

необходимость сильной центральной власти – формирование монархии – самодержавной власти

Стр.22

Что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство - примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Стр. 24

Вспомните, какие сословия существовали в XIV – XV вв. в Западной Европе.

Дворянство, ремесленники, купцы, духовенство, крестьянство

Стр.26. вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль сыграли города в формировании единых государств в Западной Европе? Играли ли подобную роль русские города?

В формировании единых государств в Западной Европе города сыграли большую роль. Европейские города, создавая основные материальные богатства, были заинтересованы в обмене товарами, им была необходима поддержка и защита государства. Таким образом, в Западной Европе города стали одной из главных сил, нуждавшихся в объединении страны.

Подобную роль русские города не играли потому, что не были экономическими центрами, производство материальных богатств осуществлялось в поместьях феодалов – бояр в рамках натурального хозяйства.

2. Объясните значение фразы: «Все больше крестьян выкупало свои повинности у феодалов и становилось свободными».

Значение фразы в следующем: с развитием товарно-денежных отношений, торговли, ремесла и мануфактуры крестьяне богатели и могли выкупить свои повинности у феодалов и становились свободными от феодалов.

3. Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства?

В России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства потому, что рост территории страны приводил к увеличению земельных владений князя и его окружения, которые были вынуждены искать способы закрепления крестьян на земле. Поэтому в России формирование единого государства происходило при полном господстве натурального хозяйства.

4. Какова была позиция церкви в становлении единого государства в России? Она была противником или союзником великого князя в деле объединения страны?

Позиция церкви в становлении единого государства в России: со времен борьбы за преодоление зависимости от власти ордынских ханов церковь поддерживала политику великого князя в объединении страны, т.е. была союзником великого князя.

5. Какие изменения произошли в европейских армиях в XV – XVI вв.? * С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода.

Изменения в европейских армиях в XV – XVI вв.

Жак Керр (Франция), представитель крупного торгового капитала и талантливый политик, высказал мысль о необходимости государству и в мирное время располагать вооруженной силой, эта мысль привела в 1446 г к учреждению во Франции постоянных рот. С падением значения средневекового феодального ополчения, демобилизация при заключении мира получает лишь частичный характер.

Карл V, в обширной империи которого "никогда не заходило солнце", также нуждался в том, чтобы вооруженная сила была у него под рукой, и к концу своего царствования (1556 г.) имел 60 тыс. полевых и 80 тыс. гарнизонных войск. Банды, которые нанимались раньше только на время войны, а теперь оставались долгое время под знаменами, постепенно начали изменять свой характер и превращаться в обученную армию.

Аналогичные изменения происходили в российском военном деле этого периода. На рубеже XV-XVI веков шёл процесс перехода от феодального ополчения к постоянной общерусской армии. Её основу составляла дворянская поместная конница - государевы служилые люди, объединённые в полки под командованием великокняжеских воевод и поначалу не имевшие огнестрельного оружия. Его использовали пушкари и пищальники, первые сведения о которых относятся к началу XV века. В это же время формируется казачество.

При Иване III была введена система воинского набора на временную службу. Из городского населения формировались отряды пищальников. Из сельского - вспомогательные пехотные отряды - посошная рать. Была разработана чёткая система сбора ратных людей. Воинским командованием являлись великокняжеские воеводы. Дворянская конница была снабжена ручницами, удобными для стрельбы при езде.

Стр. 26. Работаем с картой

Покажите на карте территорию России к концу правления Ивана III.

Стр. 26. Изучаем документы

Стр. 26. Изучаем документы

1. Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспотическая форма правления.

Деспотическая форма правления существовала в древнее время в восточных государствах: Египет, Персия, Китай, Индия.

2. Какие причины возникновения деспотизма в России называет А. А. Зимин?

А. А. Зимин называет причины возникновения деспотизма в России: холопье происхождение, собачья преданность самодержавию.

3. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Свое мнение аргументируйте.

Стр. 27. Думаем, сравниваем, размышляем

1. В дополнительной литературе и Интернете найдите различные теории о причинах появления двуглавого орла в качестве символа Российского государства. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Свой ответ аргументируйте.

1) В январе 1472 года русское посольство отправилось в Константинополь за невестой Великого князя. 12 ноября 1472 года Зоя Палеолог въехала в Москву. Её встречали митрополит и высшее духовенство. Зоя Палеолог стала великой княжной Софьей Фоминичной. Она привезла на Русь герб Византии – двуглавого орла. Его комбинация с московским гербом в виде Георгия Победоносца и стала гербом объединявшегося тогда под гегемоном Москвы Русского государства.

2) Впервые двуглавый орёл в роли государственного символа Русского государства встречается на оборотной стороне государственной печати Ивана III Васильевича в 1497 году, хотя изображения двуглавого орла (или птицы) встречались в древнерусском искусстве и на тверских монетах и раньше.

Размещение всадника на груди орла может объясняться тем, что существовали две государевы печати: Большая и Малая. Малая была двусторонняя и прикреплялась к документу, на каждой стороне её помещались орёл и всадник по отдельности. Большая же печать была односторонней и прикладывалась к документу, поэтому и возникла необходимость совместить два символа государства в одном. Впервые такое совмещение встречается на большой печати Ивана Грозного 1562 года. Тогда же вместо всадника стал появляться единорог. Хотя царь не считал единорога необходимым символом государства, он, тем не менее, встречался на некоторых печатях Бориса Годунова, Лжедмитрия (1605-1606), Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича.

3) Впервые он возник еще в самой древней из мировых цивилизаций - древнем Шумере, и являлся одним из божеств. Однако древнешумерская традиция была утрачена, и истоки символа современного двуглавого орла восходят ко временам Древнего Рима. Орел был священным животным римлян, вестником верховного бога Юпитера, заметить его полет сулило удачу в битвах. В позднеримской республике появился и штандарт легионов, в виде серебряного или золотого орла, размещенного на шесте (aquila). Потерять aquila считалось величайшем позором, подобный легион расформировывался, поэтому легионеры предпочитали умирать, но не отдать Орла врагам.

Позднее этот символ трансформировался в двуглавого орла в Византии, которая считала себя преемницей Римской империи, а жители называли себя «ромеи» (т.е. римляне). Двуглавый орел был гербом одних из последних греческих правителей эпохи конца Византии, морейских деспотов Палеологов.

Великий князь Московской Руси Иван III женился на Софье Палеолог, дочери морейского правителя, и после этого утвердил двуглавого орла в качестве второго символа княжества, после «ездца» (всадника, поражающего копьем змия).

Окончательно гербом изображение двуглавого орла становится при первом русском царе - Иване Грозном. Двуглавый орел в то время был также гербом могущественной Священной Римской Империи, и таким образом Грозный показывал претензии Московской Руси на превращение в могущественную евразийскую державу.

2. Сравните отношение церкви к монаршей власти в Европе и России. Сделайте выводы.

Отношение церкви к монаршей власти в Европе и России было одинаковым: и в Европе и в России церковь поддерживала создание единого централизованного государства.

3. Каковы были последствия военной революции в Европе?

Последствия военной революции в Европе: появление регулярных армий, перевооружение этих армий, появление военных флотов. Военная революция способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти.

4. С помощью Интернета и учебника по истории Средних веков выясните, кто из европейских правителей был современником Ивана III. Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III?

Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III, потому, что считал себя равноправным с европейскими правителем сильного государства.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Государственная итоговая аттестация выпускников 11-х классов по истории требует больших усилий, огромного количества времени в связи с насыщенным фактологическим, хронологическим, понятийным материалом, поэтому необходимо искать наиболее эффективные средства подготовки к этой аттестации.

2. На мой взгляд, одним из таких эффективных средств является составление разного рода таблиц. Преимущества таблиц состоят в их ёмкости, лаконичности, системности, выделении основных элементов, сосредоточенности на главном.

3. Предлагаю три варианта таблиц.

А) таблица периодов истории России до середины XX века.

Хронологические рамки Название периода Особенности периода
1 VI – нач. XII века. Русь Древняя Расселение, жизнь восточных славян. Формирование Древнерусского государства. Правление киевских князей.
2 II четв. XII – XIII веков Политическая раздробленность на Руси Дробление Древнерусского государства на княжества. Формирование главных политических центров Руси. Борьба Руси с монголо – татарами и западными завоевателями (шведами и немцами)
3 XIV – XVI века Русь Московская. Объединение русских земель вокруг Москвы. Московская династия правителей. Эпоха Ивана Грозного.
4 Конец XVI – начало XVIвека Россия на рубеже XVI – XVII веков Конец династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова. Смутное время в России. Последствия Смуты.
5 XVII век Россия в XVII веке Новые явления в экономике капиталистической направленности (мануфактуры, формирование всероссийского рынка, рост городов).Формирование основных сословий российского общества (феодалов: бояре, дворяне), крестьян(владельческие и черносошные), посадских людей(ремесленники и купцы), духовенства, казаков. Начало правления династии Романовых – правление Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича. Усиливается абсолютизация власти(при Алексее Михайловиче перестали созывать Земские соборы, только Тайную(Боярскую думу), укреплялось войско, назначались воеводы в уезды). Произошёл церковный раскол: новообрядцы, старообрядцы. Отличается большим количеством бунтов - “Бунташный век”.
6 1682 - 1725 Россия при ПетреI Борьба за выход в Балтийское море (Северная война). Превращение России в империю, морскую державу. Политические, военные, экономические, культурные реформы Петра1(европеизация России)
7 1725 – 1762 Россия в1725 – 1762гг. Отсутствие чёткого порядка наследования престола.Борьба за власть новой и старой аристократии. Дворцовые перевороты. Гвардейцы, фавориты – опора стремящихся к власти. Частая смена правителей. На престоле оказываются женщины. Преследование эгоистических интересов некоторыми правителями. Рост привилегий дворянства. Ослабление позиций России.
8 1762 - 1801 Россия в 1762 – 1801гг. Правление Екатерин II. Войны с Турцией – превращение России в Черноморскую державу. Возвращение украинских, белорусских земель, присоединение Литвы. Укрепление позиций России на международной арене. Законодательное оформление всех привилегий дворянства(“ золотой век”). Усиление крепостничества - крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва. “ Просвещённый абсолютизм”. Правление Павла I. (Элементы прокрестьяской и антидворянской политики).
9 1801 - 1825 Россия в эпоху АлександраI Политические, экономические, культурные реформы. Реформаторские проекты западного типа (Сперанского Новосильцева) – провал. Усиление позиций России на международной арене, расширение территорий – победоносные войны с Турцией, Ираном, Швецией, с Францией (Отечественная войн 1812года). Движение декабристов (дворян) как протест против существующих порядков. Первые шаги по освобождению крестьян.
10 1825 - 1855 Россия в эпоху Николая I Защита устоев – укрепление самодержавного строя. Усиление борьбы с революционными настроениями. Начало промышленного переворота, строительство первых железных дорог. Продолжение войн с Ираном и Турцией – победы, но поражение в Крымской войне привело к падению престижа на международной арене. Оформление основных направлений общественного движения: консерваторы, либералы (западники, славянофилы, революционеры –демократы).

Б) Хронологическая таблица основных событий периода “Объединение русских земель вокруг Москвы, XIV–XVI века ”, 10 класс.

№ пп Дата Название события Особенности события Исторические деятели
1 1325 - 1340 Правление Ивана Калиты 1.Иван Калита

2. Пётр – митрополит, современник Калиты

1.Иван Калита – московский князь и всея Руси, богатый, хитрый, собиратель русских земель. Кошель с деньгами.

2. Пётр – митрополит, современник Калиты.

2 1359 – 1389 Правление Дмитрия Донского Войны с Тверью – победа Москвы. Войны с Литвой (набеги литовцев) - победа Москвы. Борьба с ордынцами битва на реке Воже , Куликовская битва – победа Москвы, набег Тохтамыша – разорение Москвы. 1.Дмитрий Донской – московский князь, внук Калиты, умный, сильный политик, талантливый полководец. Победитель татар в Куликовской битве.

2. Современники Дмитрия :

- Алексей – митрополит;

- Мамай – татарский военачальник;

- Сергий Радонежский – игумен Троице – Сергиева монастыря, благословивший русское войско на Куликовскую битву

- Тохтамыш – хан Золотой Орды, совершивший набег на Москву в 1382 году

3 1380 Куликовская битва Причины : возвращение выплаты дани, сохранение зависимости

Руси, укрепление влияния Мамая.

Последствия: разгромлены основные силы татар, восстановлена вера народа в свои силы, окрепло убеждение в необходимости объединения, усилились позиции Москвы.

Участники:

- Пересвет, Челубей(участники поединка)

Владимир Храбрый, воевода Боброк(командовали засадным полком).

4 1389 – 1425 Правление Василия1

Грюнвальдская битва

Поход на Русь Тимура (Тамерлана (дошёл до Ельца и повернул назад)

Распад Золотой орды на ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское.

Попытка прекратить выплату дани Орде - набег хана Едигея. (Москва выстояла).

Отстояла земли от посягательств литовского князя Витовта

Польско – литовское войско сражалось с Тевтонским Орденом. В составе войска сражались смоленские полки. Войско Ордена было разгромлено.

ВасилийI – московский князь, сын Дмитрия Донского, получил Московское княжество по завещанию, присоединил к Москве Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества.

Современники Василия I:

Едигей – ордынский военачальник;

Тимур (Тамерлан) – жестокий завоеватель Средней Азии, подчинивший Золотую Орду в 1395 году;

Витовт – литовский князь.

5 1425 – 1462 Правление Василия I

Флорентийская уния

Начало автокефалии русской православной церкви

1.Феодальная войн а за московский престол, в которой участвовали: Василий2 и его сторонники (с одной стороны) и Юрий Дмитриевич и его сыновья – Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Дмитрий Красный (с другой стороны). победил ВасилийII , благодаря поддержке москвичей.

2. Участие русского митрополита Исидора во Флорентийской унии между православной и католической церковью. Василий 2 отказался принять унию, в результате русская православная церковь стала автокефальной, то есть самостоятельной. Это провозгласил церковный собор.

Василий II – московский князь, сын Василия1, воевал со своим дядей и его сыновьями за московский престол. В 1445 году попал в плен к татарам (плохо командовал войском), был выкуплен и затем ослеплён Шемякой, носил чёрную повязку на лице, от которой получил прозвище – Тёмный . После окончания смуты беспощадно расправился со всеми, кто выступал против него.Современники Василия 2: Юрий Дмитриевич Звенигородский – дядя Василия2; Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный – дети Юрия; Фотий – митрополит, Исидор - митрополит
6 1462 - Правление Ивана III

1.Присоединение к Москве крупных территорий

-Новгорода,

-Тверского княжества

- Вятской земли

2. Ликвидация мелких княжеств и уделов

3. возникновение поместий и формирование нового сословия - дворянства

3.Продвижение в верховья Камы(Пермь вошла в состав Московского государства)

4. Перестройка московского Кремля (из красного кирпича, внутри строили храмы: Успенский, Архангельский, Грановитая палата)

5. В 1490 году состоялся церковный собор, осудивший еретиков (“стригольников”, “ жидовствующих”), предводители были сожжены на кострах

6.Принят Судебник (введение “Юрьего” дня

Ликвидировано монголо-татарское иго (стояние на Угре).

7. Прошли 2 успешные войны с Литвой (Вошли в состав Руси: Воротынское княжество, Вязьма, Северская Украина)

8. Укрепление позиций в Прибалтике – строительство Ивангорода

Иван III –Великий государь всея Руси, самодержец. Его деятельность сравнивают с Петром Великим. Преобразователь, строитель новой системы государственных и общественных отношений. Помогая отцу, прошёл раннюю и суровую школу управления людьми. Неторопливый, осмотрительный, настойчивый, в то же время жестокий и коварный в отношении своих противников.

Современники Ивана 3: Данила Холмский – лучший полководец, разгромил новгородскую армию на реке Шелонь; Марфа – посадница – противница подчинения Новгорода к Москве; Михил Борисович – тверской князь; Иван Молодой – сын ИванаIII; Даниил Щеня – московский воевода, руководитель похода на Вятку; Фёдор Пёстрый – воевода, осваивал Пермь; Аристотель Фиораванти – итальянский мастер, архитектор.

7 1505 – 1533 Правление Василия III 1. Присоединеие Пскова

2. Присоединение Рязани.

3. Присоединение Смоленска.

4. Спор иосифлян (за монастырское землевладение, за беспощадные казни еретиков, за беспрекословное повиновение светской власти) и нестяжателей (против монастырского землевладения, за перевоспитание еретиков, против угодничества светской власти). Московские власти поддержали иосифлян

5. Разработка теории – “ Москва – Третий Рим”

Василий III, сын Ивана 3, накопитель. Жестокий, безжалостно расправлялся со своими удельными братьями и сородичами. Современники Василия 3: Иосиф Волоцкий – глава иосифлян, Нил Сорский – глава нестяжателей, Филофей – псковский монах, автор теории “ Москва – Третий Рим”, Елена Глинская – вторая жена Василия 3.

В) сравнительные таблицы. При составлении сравнительных таблиц необходимы

знания, полученные на предыдущих уроках. Здесь отрабатывается умение сравнивать : находить общее и различное. Нужно конкретно указать: что сравниваем (взгляды, положение каких-то групп, деятельность к каком – то направлении, результаты войны т.д.) Например. Сравнить отношения с Ордой Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Найти общее и различное.

Общее

Выплата дани Орде

Получение ярлыка на великое владимирское княжение

Борьба за ярлык на великое княжение с другими князьями

Объединение русских земель вокруг Москвы

Иван Калита Дмитрий Донской
Регулярно выплачивал дань Попытался прекратить выплату дани
Дарил богатые подарки, часто ездил в Орду _______________
Поддерживал мирные отношения с Ордой - отсутствие набегов Постоянно воевал с ордынцами – набеги, вторжения, кровопролитие
Не решался на открытую борьбу с татарами Решился на открытую борьбу с татарами

Подобные таблицы дают возможность отрабатывать ещё несколько умений: сделать обобщения - выводы (Какими были отношения с Ордой у Ивана Калиты и Дмитрия Донского и почему?); давать оценку историческому деятелю или историческомусобытию. Вопрос: чьи отношения с Ордой вам кажутся предпочтительнее? Приведите не менее трёх аргументов.

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 г.

Миф это . Древнекитайский полководец, философ войны Сунь-Цзы говорил: «Умеет воевать тот, кто побеждает без сражения. Умеет воевать тот, кто захватывает крепости без осады. Умеет воевать тот, кто сокрушает государство без армии» - он говорил о силе Мифа.

любого народа, его духовное здоровье, его вера в себя и свои силы всегда базируется на неких мифах, и именно эти мифы становятся живой плотью и кровью этого народа, его оценкой места в мироздании. Сегодня наше сознание стала полем битвы идей двух мифов, Черного Мифа о России и Светлого Мифа о Западе.

Безусловное большинство историков, публицистов, писателей и т. п. рассматривает его, как заведомо «беспрецедентного», в сущности, патологического тирана, деспота, палача.

Нелепо было бы оспаривать, что Иван IV был жестким правителем. Историк Скрынников, посвятивший несколько десятилетий изучению его эпохи, доказывает, что при Иване IV Грозном в России осуществлялся «массовый террор», в ходе которого было уничтожено около 3-4 тыс. человек.

Но зададимся вопросом: сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX?

Оказывается, они самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Так, например, именно во время, синхронного правлению Ивана Грозного - с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, «число жертв... доходило до 100 тыс.». Из них было «сожжено живьем 28 540 человек».

Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное «личное» участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито «более 3 тыс. гугенотов» только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму; таким образом, за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время террора Ивана Грозного!

«Ночь» имела продолжение, и «в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов». В Англии Генриха VIII только за «бродяжничество» вдоль больших дорог «было повешено 72 тысячи бродяг и нищих». В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек.

И все же, как это ни странно и даже поразительно, и в русском, и в равной мере западном сознании Иван Грозный предстает, как ни с кем не сравнимый, уникальный тиран и палач.

Нечто подобное происходит и с другими примерами ивановой жестокости, которые необходимо рассмотреть без привычной предвзятости и опираясь на документальные свидетельства и просто логику.

Миф 1. Беспричинный террор

Наверно, это самый главный аргумент против Ивана. Мол, исключительно ради забавы резал грозный царь ни в чем не повинных бояр. Хотя периодическое возникновение широко разветвленных заговоров в боярской среде не отрицает ни один уважающий себя историк, хотя бы потому, что заговоры - обычное дело при любом царском дворе.

Мемуары той эпохи так и пестрят рассказами о бесчисленных интригах и изменах. Факты и документы - вещь упрямая, а они свидетельствуют, что против Грозного были составлены несколько следовавших один за другим опасных заговоров, объединявших многочисленных участников из царского окружения.

Так в 1566-1567 гг. царем были перехвачены письма от польского короля и от литовского гетмана к многим знатным подданным Иоанна. Среди них был и бывший конюший Челяднин-Федоров, чей чин делал его фактическим руководителем Боярской Думы и давал ему право решающего голоса при выборах нового государя. Вместе с ним письма из Польши получили князь Иван Куракин-Булгачов, три князя Ростовских, князь Бельский и некоторые другие бояре.

Из них один Бельский не вступил с Сигизмундом в самостоятельную переписку и передал Иоанну письмо, в котором польский король предлагал князю обширные земли в Литве за измену русскому государю.

Остальные адресаты Сигизмунда продолжили письменные сношения с Польшей и составили заговор, ставящий своей целью посадить на русский престол князя Владимира Старицкого.

Осенью 1567 года, когда Иоанн возглавил поход против Литвы, к нему в руки попали новые свидетельства измены. Царю пришлось срочно вернуться в Москву не только для следствия по этому делу, но и для спасения собственной жизни: заговорщики предполагали с верными им воинскими отрядами окружить ставку царя, перебить опричную охрану и выдать Грозного полякам.

Во главе мятежников встал Челяднин-Федоров. Сохранился отчет об этом заговоре политического агента польской короны Шлихтинга, в котором он сообщает Сигизмунду: «Много знатных лиц, приблизительно 30 человек... письменно обязались, что предали бы великого князя вместе с его опричниками в руки Вашего Королевского Величества, если бы только Ваше Королевское Величество двинулись на страну».

Состоялся суд Боярской Думы. Улики были неопровержимы: договор изменников с их подписями находился в руках у Иоанна. И бояре, и князь Владимир Старицкий, постаравшийся отмежеваться от заговора, признали мятежников виновными.

Историки, основываясь на записках германского шпиона Штадена, сообщают о казни Челяднина-Федорова, Ивана Куракина-Булгачова и князей Ростовских. Их всех, якобы, жестоко пытали и казнили. Но, достоверно известно, что князь Иван Куракин, второй по важности участник заговора, остался жив и, более того, спустя 10 лет, занимал пост воеводы города Вендена.

Осажденный поляками, он пьянствовал, забросив командование гарнизоном. Город был потерян для России, а князь-пьяница был за это казнен. Вроде не скажешь, что наказали ни за что.

И с многими казненными боярами случилась подобная волокита, не говоря уже о том, что нескольких бояр, наподобие братьев Воротынских, умертвили исключительно историки, а не Грозный. Исследователи-историки немало веселились, находя документы о жизни многих бояр, как ни в чем не бывало продолжавшейся и после того, как им будто бы отрубили голову или посадили на кол.

Миф 2. Разгром Новгорода

В 1563 году Иоанн узнает от служившего в Старице дьяка Савлука о «великих изменных делах» своего кузена князя Владимира Старицкого и его матери, княгини Ефросинии. Царь начал следствие и вскоре после этого в Литву бежал Андрей Курбский, близкий друг Старицкого семейства и активный участник всех его интриг. В то же время умирает родной брат Иоанна, Юрий Васильевич. Это приближает Владимира Старицкого вплотную к трону. Грозный вынужден принять ряд мер для обеспечения собственной безопасности.

Царь заменяет всех ближних людей Владимира Андреевича на своих доверенных лиц, обменивает его удел на другой и лишает двоюродного брата права жить в Кремле. Иоанн составляет новое завещание, по которому Владимир Андреевич хотя и остается в опекунском совете, но уже рядовым членом, а не председателем, как раньше. Все эти меры нельзя назвать даже суровыми, они были просто адекватной реакцией на опасность.

Уже в 1566 г. отходчивый царь прощает брата и жалует его новыми владениями и местом в Кремле для постройки дворца.

Когда в 1567 г. Владимир вместе с Боярской Думой вынес обвинительный приговор Федорову-Челяднину и остальным своим тайным сообщникам, доверие к нему Иоанна возросло еще больше. Однако в конце лета того же года близкий Старицкому двору новгородский помещик Петр Иванович Волынский сообщает царю о новом заговоре такого масштаба, что Иоанн в страхе обратился к Елизавете Английской с просьбой о предоставлении ему, в крайнем случае, убежища на берегах Темзы.

Суть заговора, вкратце, такова: подкупленный Старицким князем царский повар отравляет Иоанна ядом, а сам князь Владимир, возвращаясь в это время из похода, ведет за собой значительные воинские силы. С их помощью он уничтожает опричные отряды, свергает малолетнего наследника и захватывает престол. В этом ему помогают заговорщики в Москве, в том числе и из высших опричных кругов, боярская верхушка Новгорода и польский король.

После победы участники заговора планировали поделить Россию следующим образом: князь Владимир получал трон, Польша - Псков и Новгород, а новгородская знать - вольности польских магнатов.

Было установлено участие в заговоре близких к царю московских бояр и чиновников: Вяземского, Басмановых, Фуникова и дьяка Висковатого.

В конце сентября 1569 года царь вызвал к себе Владимира Старицкого, после чего князь уходит с царского приема и умирает на другой день. Заговор был обезглавлен, но еще не уничтожен. Во главе заговора стал новгородский архиепископ Пимен. Иоанн двинулся к Новгороду.

Наверное, никакое другое событие того времени не вызвало такого количества гневных выпадов против царя, как так называемый «новгородский погром». Известно, что 2 января 1570 года передовой отряд опричников выставил заставы вокруг Новгорода, а 6 или 8 января в город вошли царь и его личная охрана. Передовой отряд арестовал знатных граждан, чьи подписи стояли под договором с Сигизмундом, и некоторых монахов, виновных в ереси жидовствующих, которая служила идеологической подпиткой сепаратизма новгородской верхушки.

После прибытия государя состоялся суд. Сколько было приговоренных к смерти изменников? Историк Скрынников, на основании изученных документов и личных записей царя, выводит цифру в 1505 человек. Примерно столько же, полторы тысячи имен насчитывает список, посланий Иоанном для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский монастырь. Много это или мало для искоренения сепаратизма на трети территории страны?

Не понимая того времени и не зная всех сопутствующих обстоятельств, на этот вопрос можно дать только какой-нибудь праздный ответ, ничего не объясняющий по существу. Но, может, все же правы те, кто сообщает о десятках тысяч «жертв царской тирании»? Ведь дыма без огня не бывает? Не зря же пишут о 5000 разоренных дворах из 6000 имевшихся в Новгороде, о 10.000 трупов, поднятых в августе 1570 года из братской могилы близ Рождественского храма? О запустении Новгородских земель к концу XVI века?

Все эти факты объяснимы и без дополнительных натяжек. В 1569-1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000 жителей России. В самой Москве в 1569 г. умирало по 600 человек в день - столько же, сколько, якобы, ежедневно казнил в Новгороде Грозный. Жертвы чумы и легли в основу мифа о «новгородском погроме».

Миф 3. «Сыноубийца»

Есть одна «жертва» Иоанна, о которой наслышаны все от мала до велика. Подробности убийства Иваном Грозным своего сына растиражированы в тысячах экземпляров художниками и писателями.

Отцом мифа о «сыноубийстве» был высокопоставленный иезуит, папский легат Антоний Поссевин. Ему принадлежит и авторство политической интриги, в результате которой католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции поставить Россию на колени и, воспользовавшись ее тяжелым положением, вынудить Иоанна подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу.

Однако царь повел свою дипломатическую игру и сумел использовать Поссевина при заключении мира с Польшей, избежав при этом уступок в религиозном споре с Римом. Хотя историки и представляют Ям-Запольский мирный договор, как серьезное поражение России, надо сказать, что стараниями папского легата фактически Польша получила обратно только свой же собственный город Полоцк, отнятый Грозным у Сигизмунда в 1563 году.

После заключения мира Иоанн даже отказался обсуждать с Поссевиным вопрос об объединении церквей - он ведь и не обещал этого. Провал католической авантюры сделал Поссевина личным врагом Иоанна. К тому же, иезуит прибыл в Москву через несколько месяцев после смерти царевича и не мог быть свидетелем происшествия.

Что касается истинных причин события, то смерть наследника престола вызвала недоуменную разноголосицу у современников и споры у историков. Версий смерти царевича было достаточно, но в каждой из них основным доказательством служили слова «быть может», «скорее всего", «вероятно» и «будто бы».

Но традиционная версия гласит так: однажды царь зашел в покои сына и увидел его беременную жену одетой не по уставу: было жарко, и она вместо трех рубах надела только одну. Царь стал бить невестку, а сын - ее защищать. Тогда Грозный и нанес сыну смертельный удар по голове.

Но и в этой версии можно увидеть ряд несоответствий. «Свидетели» путаются. Одни говорит, что царевна надела лишь одно платье из трех полагающихся из-за жары. Это в ноябре-то? Тем более, что женщина в то время имела полное право находиться у себя в покоях только в одной сорочке, служившей домашним платьем.

Другой автор указывает на отсутствие пояска, что, якобы, и привело в бешенство Иоанна, случайно встретившего невестку во «внутренних покоях дворца». Эта версия совершенно недостоверна хотя бы потому, что царю было бы очень сложно встретить царевну «одетой не по уставу», да еще во внутренних покоях. А по остальным дворцовым палатам даже полностью одетые дамы тогдашнего московского высшего света не расхаживали свободно.

Для каждого члена царской семьи строились отдельные хоромы, соединенные с другими частями дворца довольно прохладными в зимнее время переходами. В таком отдельном тереме и проживала семья царевича.

Распорядок жизни царевны Елены был таким же, как и у других знатных дам того века: после утреннего богослужения она отправлялась в свои покои и садилась за рукоделие со своими прислужницами. Знатные женщины жили взаперти. Проводя дни в своих светелках, они не смели показаться на людях и, даже сделавшись женою, не могли никуда выйти без позволения мужа, в том числе и в церковь, а за каждым их шагом следили неотступные слуги-стражи.

Помещение знатной женщины находилось в глубине дома, куда вел особый вход, ключ от которого всегда лежал у мужа в кармане. На женскую половину терема не мог проникнуть никакой мужчина, хотя бы он был самым близким родственником.

Таким образом, царевна Елена находилась на женской половине отдельного терема, вход в которую всегда заперт, а ключ находится у мужа в кармане. Выйти оттуда она может только с разрешения супруга и в сопровождении многочисленных слуг и служанок, которые наверняка позаботились бы о приличной одежде. К тому же, Елена была беременна и едва ли ее оставили бы без присмотра.

Выходит, что единственной возможностью для царя встретить невестку в полуодетом виде означало выломать запертую дверь в девичью и разогнать боярышень и сенных девушек. Но такого факта история в полной приключениями жизни Иоанна не зафиксировала.

Но если не было убийства, то от чего умер царевич? Царевич Иван умер от болезни, чему сохранились некоторые документальные подтверждения.

Жак Маржерет писал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла... и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье».

На примере этой фразы мы можем видеть, как ложная версия, популярная среди иностранцев с «легкой» руки Поссевина, переплетается с правдой о смерти царевича от болезни во время поездки на богомолье. К тому же, продолжительность болезни состовляла 10 дней, с 9 по 19 ноября 1581 года. Но что это была за болезнь?

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении Грозного.

Ученые обнаружили, что содержание мышьяка, наиболее популярного во все времена яда, примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.

Насколько случайно такое совпадение? К сожалению, о болезни царевича известно только то, что она длилась 10 дней. Место смерти наследника - Александрова слобода, расположенная к северу от Москвы.

Можно предположить, что, почувствовав себя плохо, царевич выехал в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы там принять перед смертью монашеский постриг. Понятно, что если он решился отправиться в такой далекий путь, то не лежал без сознания с травмой черепа. В противном случае, царевича постригли бы на месте. Но в дороге наступило ухудшение состояния больного и, доехав до Александровской слободы, наследник окончательно слег и вскоре скончался от «горячки».

Миф 4. «Иван-многоженец»

Практически все историки и литераторы, писавшие о Грозном, не могут обойти стороной тему его супружеской жизни. И тут на сцену выступают пресловутые семь жен Ивана Грозного, созданные больным воображением западных мемуаристов, начитавшихся сказок о Синей Бороде, а также помнивших о реальных, трагически заканчивавшихся судьбах нескольких жен английского короля Генриха VIII.

Иеремия Горсей, много лет проживший в России, не постеснялся записать в царские жены «Наталью Булгакову, дочь князя Федора Булгакова, главного воеводы, человека, пользовавшегося большим доверием и опытного на войне... вскоре этот вельможа был обезглавлен, а дочь его через год пострижена в монахини». Однако такой дамы вообще в природе не существовало. Это же самое можно повторить и по отношению к некоторым другим «женам» Иоанна.

В своем «Путешествии по святым местам русским» А. Н. Муравьев указывает точное число Иоанновых жен. Описывая Вознесенский монастырь - место последнего упокоения Великих княгинь и русских цариц, он говорит: «Рядом с матерью Грозного четыре его супруги...».

Конечно, четыре супруги это тоже немало. Но, во-первых, не семеро. А, во-вторых, третья супруга царя, Марфа Собакина, тяжело заболела еще невестой и умерла через неделю после венца, так и не став царской женой. Для установления этого факта была созвана специальная комиссия, и на основании ее выводов царь получил впоследствии разрешение на четвертый брак. По православному обычаю разрешалось жениться не более трех раз.

Миф 5. «Разгром немецкой слободы»

В 1580 году царь провел еще одну акцию, положившую конец благополучию немецкой слободы. Это тоже используется для очередной пропагандистской атаки на Грозного.

Померанский историк пастор Одерборн описывает это события в мрачных и кровавых тонах: царь, оба его сына, опричники, все в черных одеждах, в полночь ворвались в мирно спящую слободу, убивали невинных жителей, насиловали женщин, отрезали языки, вырывали ногти, протыкали людей добела раскаленными копьями, жгли, топили и грабили.

Однако, историк Валишевский считает, что данные лютеранского пастора абсолютно недостоверны. Тут надо добавить, что Одерборн писал свой пасквиль в Германии, очевидцем событий не был и испытывал к Иоанну ярко выраженную неприязнь за то, что царь не захотел поддержать протестантов в их борьбе с католическим Римом.

Совсем по-иному описывает это событие француз Жак Маржерет, много лет проживший в России: «Ливонцы, которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие лютеранскую веру, получив два храма внутри города Москвы, отправляли там публично службу; но в конце концов, из-за их гордости и тщеславия сказанные храмы... были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были изгнаны нагими, в чем мать родила, они не могли винить в этом никого кроме себя, ибо... они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды - столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс... Основной барыш им давало право продавать водку, мед и иные напитки, на чем они наживают не 10%, а сотню, что покажется невероятным, однако же это правда».

Подобные же данные приводит и немецкий купец из города Любека, не просто очевидец, но и участник событий. Он сообщает, что хотя было приказано только конфисковать имущество, исполнители все же применяли плеть, так что досталось и ему. Однако, как и Маржерет, купец не говорит ни об убийствах, ни об изнасилованиях, ни о пытках. Но в чем же вина ливонцев, лишившихся в одночасье своих имений и барышей?

Немец Генрих Штаден, не питающий любви к России, сообщает, что русским запрещено торговать водкой, и этот промысел считается у них большим позором, тогда как иностранцам царь позволяет держать во дворе своего дома кабак и торговать спиртным, так как «иноземные солдаты - поляки, немцы, литовцы... по природе своей любят пьянствовать».

Эту фразу можно дополнить словами иезуита и члена папского посольства Паоло Компани: «Закон запрещает продавать водку публично в харчевнях, так как это способствовало бы распространению пьянства».

Таким образом, становится ясно, что ливонские переселенцы, получив право изготовлять и продавать водку своим соотечественникам, злоупотребили своими привилегиями и «стали развращать в своих кабаках русских».

Как бы ни возмущались платные агитаторы Стефана Батория и их современные адепты, факт остается фактом: ливонцы нарушили московское законодательство и понесли полагающееся по закону наказание.

Михалон Литвин писал, что «в Московии нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имение конфискуется, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму... Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами, которые, посылая нам деревянные чаши... седла, копья, украшения и различное оружие, грабят у нас золото».

Конечно, царь встревожился, когда узнал, что в немецкой слободе спаивают его подданных. Но никаких беззаконий не было, наказание соответствовало закону, основные положения которого приводятся у Михалона Литвина: дома преступников разорили; имущество конфисковали; прислуга и соседи были наказаны плетьми; и даже было оказано снисхождение - ливонцев не заключили пожизненно в тюрьму, как полагалось по закону, а только выселили за город и разрешили построить там дома и церковь.

Как видно из выше приведенных фактов, фигура Ивана Грозного была изрядно демонизирована, хотя, конечно, во время правления Грозного были темные страницы, но ничего такого, что выходило за рамки политической культуры и нравов того времени, за царем найти трудно.

Причем за явно искаженным образом Грозного многие исследователи не замечают положительных сторон правления Ивана Васильевича. А ведь их тоже немало.

При Иване Русь поднялась с колен и расправила плечи от Балтики до Сибири. При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое - до 5,4 млн. кв. км - чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек.

В 1547 году Грозный венчался на царство и принял титул царя, равнозначный императорскому. Такое положение дел было узаконено Вселенским Патриархом и другими иерархами Восточной Церкви, видевшими в Иоанне единственного защитника Православной веры.

При Иване окончательно были уничтожены остатки феодальной раздробленности, а без этого не известно, пережила бы Россия смутное время или нет.

Именно при Иоанне IV были проведены церковные Соборы 1547, 1549, 1551, 1553 и 1562 годов, заложившие основы церковного строительства Руси. В правление этого царя прошла канонизация 39 русских святых, тогда как до него (за шесть веков христианства на Руси!) прославили всего 22.

По велению Ивана Грозного было возведено свыше 40 каменных церквей, украшенных золотыми куполами. Царь основал 60 монастырей, подарив им купола и украшения, а также пожертвовав им денежные вклады.

Иоанн IV, под именем Парфения Юродивого, написал Канон и молитву архангелу Михаилу, назвав его именно Грозным Ангелом. Канон подчеркивает священный страх, исходящий от архангела, здесь он описан, как "грозный и смертоносный". Царь Иоанн писал еще и стихиры, о которых очень высоко отзываются знатоки нашей древней письменности.